Верховный суд вынес решение по очередной тяжбе о признании незаконными ряда нормативных актов правительства России, предавшее огласке совершенно неожиданную и скандальную тему -- о поистине бедственном положении российских «голубых касок»,
выполняющих миротворческую миссию ООН в качестве офицеров гражданской полиции. Инициатором обращения в суд стал один из российских милиционеров, который, вернувшись из Косово, решил добиться того, чтобы
труд миротворцев оплачивался достойно, по крайней мере не ниже, чем охрана порядка в родной стране. Как выяснилось, многие участники миротворческих миссий за рубежом получают зарплату, в несколько раз меньшую. Суд, правда, признал его требования необоснованными, но ни сам милиционер, ни его многочисленные коллеги сдаваться не собираются и намерены дальше бороться за свои права.
Примечательно, что эта проблема стала достоянием гласности накануне празднования победы над фашистской Германией во второй мировой войне, которая и привела к созданию мировым сообществом Организации Объединенных Наций. А именно по призыву ООН -- «для содействия ослаблению напряженности в районах конфликтов, разъединению войск враждующих сторон и созданию спокойной обстановки, позволяющей искать пути мирного урегулирования» -- объединенные подразделения военных и полицейских из разных стран работают в горячих точках планеты.
Сотрудник криминальной милиции Твери Юрий Казимиров служил офицером гражданской полиции Миссии ООН в Косово два года -- с декабря 2004 по декабрь 2006 года. Сначала патрулировал улицы, потом работал в отделе криминальной информации -- в общем, выполнял ту же работу, что и другие его коллеги-миротворцы из стран Европы, Африки и США. Российские «голубые каски» ничем от своих коллег не отличались, кроме одного -- платили им меньше всех.
«ООН выплачивала всем так называемые миссионские суточные -- 68 евро в день, -- рассказал корреспонденту «Времени новостей» Юрий Казимиров. -- Половина этих денег шла на оплату жилья, остальное -- на пропитание, проезд и другие расходы, связанные с проживанием в миссии. А зарплату по типовому соглашению ООН должна была нам платить российская сторона».
Постановление правительства «Об обеспечении сотрудников внутренних дел и военнослужащих Федеральной пограничной службы, направленных для несения службы в составе международного полицейского персонала в Косово» предусматривает сохранение за откомандированными миротворцами выплат в 100-процентном размере окладов по специальному или воинскому званию и штатной должности по последнему месту службы, а также процентной надбавки за выслугу лет и особые условия службы. То же самое регламентирует и другое постановление -- «О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН».
Звучит красиво, но на самом деле 100% оклада и надбавки за звание и выслугу лет составляют меньше половины от полного довольствия сотрудника внутренних дел. Все остальное компенсируется надбавками за классность, ученую степень, работу с секретными сведениями, всевозможными премиями и вознаграждениями. Такая сложная система оплаты труда сотрудников МВД и всех остальных сотрудников силовых ведомств была в свое время выработана неспроста, а с определенной целью -- чтобы не платить отставникам большие пенсии. И если, скажем, сейчас повысить зарплату действующим сотрудникам, а вместе с ней и пенсию, то же самое придется сделать и для тех стариков, кто давно покинул службу, а такой роскоши наш бюджет, видимо, позволить себе не может.
«Я за свой труд в Косово получал лишь 35% от того, что зарабатывал дома, это примерно 3--4 тыс. руб., -- рассказал Юрий Казимиров. -- Разве это нормально -- человека отправляют в горячую точку, а деньги урезают на три четверти? Это как в анекдоте про гаишника, которому вручили жезл и фуражку и сказали: «Теперь иди и зарабатывай». При этом, по словам г-на Казимирова, у армейских военнослужащих-миротворцев финансовое положение не в пример лучше, чем у их коллег-милиционеров. «Военные кроме оклада по месту основной службы, выплат за звание и выслугу лет, а также ооновских суточных ежемесячно получают в среднем 1,5 тыс. долл. Например, оклад командира полка в Сьерра-Леоне составляет 1600 долл.», -- пояснил он.
Полицейские из других стран, что служили вместе с Юрием в Косово и выполняли те же обязанности, по рассказам нашего миротворца, жили куда вольготнее. Немцы и датчане, кроме того, что получали в горячей точке ровно столько, сколько и у себя на родине, еще и каждый месяц за счет бюджета своих стран летали домой. У украинцев год службы в Косово приравнивается к двум, они получают звания ветеранов боевых действий, имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте и пожизненные льготы по коммунальным платежам. Американцы благодаря своей миротворческой миссии вообще становятся состоятельными людьми. «Они рассказывают, что по возвращении домой у них на счетах лежит 100 тыс. долл., не облагаемых налогами, а зарабатывают они в Косово по 3--4 тыс. долл. ежемесячно -- это в три раза больше, чем у себя на родине. Даже африканцы получают больше, -- жаловался Юрий. -- Хуже, чем нам, только болгарам -- их вообще на время выполнения миротворческой миссии отправляют в отпуск за свой счет. Представляете, в отпуск и с оружием?»
«Если в бюджете нет денег, чтобы нам платить дополнительно, то могли хотя бы сохранить то, что уже есть», -- так рассудил Юрий Казимиров и отправился в Верховный суд, потребовав признать недействующими те положения постановлений правительства, которые лишили миротворцев от МВД достойного заработка. На суде он заявил, что данные нормы противоречат и типовому соглашению ООН, и Конституции, и КЗоТу.
Ответчиком по жалобе сотрудника внутренних дел правительство поручило выступать самому МВД, а оно своего коллегу поддерживать не собиралось и просило суд в удовлетворении его требований отказать. Отправка милиционеров в состав международного полицейского персонала, по их мнению, служебной командировкой не считается, а поэтому и нормы трудового законодательства, рассчитанные на командировочных, на них не распространяются -- «голубым беретам» платят то, что определило для них правительство в оспариваемых постановлениях. «Пока милиционеры проходят службу в Косово, получая и суточные, и свой оклад, кто-то другой выполняет за них их работу по месту службу, им-то и доплачивают все надбавки, связанные с непосредственными обязанностями и сложностью работы. И это справедливо», -- поделился со «Временем новостей» своим мнением источник в МВД.
И суд с этим согласился. «В данном случае речь идет не о направлении указанных лиц в служебную командировку, а об откомандировании в распоряжение международного органа (ООН. --
Ред.), -- решил суд. -- Они свои обязанности по должности не исполняют, занимаются деятельностью по реализации задач международной организации». Безосновательными, с точки зрения суда, оказались и ссылки на КЗоТ, поскольку в нем нет ни слова о миротворческой деятельности. А
типовое соглашение ООН, в котором говорится об обязанности государств -- участников ООН, потому и типовое, что на его основе должны разрабатываться конкретные документы.
Но, как оказалось, это самое типовое соглашение Россия до сих пор не ратифицировала -- насколько известно, оно вообще даже не поступало на рассмотрение в Госдуму. Соответственно у российских властей нет обязанности законодательно или хотя бы нормативно регламентировать условия пребывания и финансирования российских полицейских-миротворцев за рубежом. А по своей воле, понятно, ни одно из ведомств брать на себя такое бремя не пожелает, тем более что все они строго ограничены рамками бюджета. Любая инициатива здесь грозит уголовной статьей за «нецелевое расходование бюджетных средств».
С этой проблемой, кстати, не спорит и сам бывший миротворец Юрий Казимиров. «Получается, что служба наших милиционеров в миротворческих миссиях просто никакими законами не урегулирована, но это неправильно и несправедливо, поэтому мы будем и дальше бороться, отстаивая свои права».