В ситуации, которую мировые аналитики все настойчивее называют новой гонкой вооружений и преддверием "холодной войны", накануне очередного заседания Совета Россия--НАТО российские военные и политики делают новые программные заявления. На днях бывший министр обороны, первый вице-премьер Сергей Иванов заявил, что Россия больше не будет информировать НАТО о передвижении своих войск по российской территории. А вчера тему будущих "военных" отношений с Западом подхватил
начальник Генерального штаба Юрий Балуевский.
Прежде всего генерал решительно развел два военно-политических сюжета, которые тесно увязывают между собой мировые масс-медиа. Речь идет, во-первых, о размещении элементов национальной
американской противоракетной обороны в Польше и Чехии и, во-вторых, о моратории России на
выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). «Вопросы ДОВСЕ никоим образом не связаны с элементами
американской ПРО, размещаемыми в Европе. И мораторий, который предлагает президент Путин, не асимметричный ответ на строительство американцами национальной противоракетной обороны», -- сказал руководитель «мозга армии». Такое понимание ситуации российским руководством генерал армии Балуевский намерен донести до партнеров из Североатлантического альянса в Брюсселе на заседании Совета Россия--НАТО 10 мая.
В отношении американской ПРО позиция России остается прежней: мы не против противоракетной обороны как таковой, однако против размещений элементов этой системы в так называемом третьем позиционном районе -- после Аляски и Калифорнии это Польша с Чехией. В то же время, несколько противореча себе, начальник Генштаба заявил, что бояться американской ПРО оснований немного, поскольку уже установленные США системы «сырые, не апробированные, не оттестированные».
Юрий Балуевский говорил об этом не раз и не два и был наконец услышан даже конгрессом Соединенных Штатов:
американские парламентарии значительно урезали средства на противоракетный зонтик. До сих пор США тратили на него от 1,5 до 2 млрд долл. в год. И было бы на что. Ведь все, чем пугают американцы Европу, то есть иранскими и северокорейскими межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР), по мнению начальника Генштаба, не более чем «страшилки». «Иранские МБР на Европу не посыплются -- у Ирана нет соответствующих технологий, а Россия их ему не передаст», -- сказал г-н Балуевский. Тем не менее если США все же разместят элементы своей ПРО в Европе и от них будет исходить угроза России, то, как выразился вчера начальник Генштаба, «мы однозначно будем планировать наши действия против них».
С ДОВСЕ история более запутанная. Как известно, России надоело доказывать очевидное: ситуация после распада Варшавского договора коренным образом изменилась, разрастающееся НАТО имеет троекратный перевес в силе, договор нуждается в корректировке и ратификации его неофитами альянса. Россия также считает оскорбительной для себя невозможность без чьего-то разрешения перемещать войска на своей территории. И президент
Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию 26 апреля этого года предложил ввести мораторий на выполнение ДОВСЕ.
«Страны НАТО испугались заявления президента России, -- утверждал вчера г-н Балуевский, -- они даже заговорили нашими словами, назвав ДОВСЕ «краеугольным камнем» системы безопасности в Европе». Они, по уверению г-на Балуевского, даже готовы ратифицировать ДОВСЕ, но с известными оговорками. При этом начальник Генштаба в очередной раз сделал упор на то, что нет никакой взаимосвязи между ратификацией этого договора и выводом российских войск из Грузии и Приднестровья. Хотя и без того «остатки войск» с базы в грузинском Ахалкалаки уже выведены в Армению. И остались лишь полторы тысячи солдат, охраняющих российские оружейные склады в Приднестровье.
Очень существенным можно считать вчерашнее заявление Юрия Балуевского о том, что, как бы ни складывалась ситуация с мораторием на ДОВСЕ и размещением американской ПРО в Польше и Чехии, Россия не намерена пересматривать план строительства своих вооруженных сил. Он рассчитан до 2010 года и утвержден президентом. Задуманное ни на йоту не изменится даже после смены главы военного ведомства, мягко дал понять Юрий Балуевский.
Начальник Генштаба допустил, что повлиять на столь серьезный план могут разве что «радикальные изменения в мире», но пока таких изменений, на его взгляд, не произошло. И все же, судя по контексту г-на Балуевского, они возможны. Например, если мир скатится к поиску виртуальных врагов. Такие изменения, полагает генерал армии, могут привести в том числе к новой «холодной войне», которая «отбросит российско-американские отношения на пятьдесят лет назад». И могут возникнуть новые Берлинские стены. «Россия этого не хочет», -- заключил начальник Генштаба.