|
|
N°79, 11 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Раскинулся широко
В Москве и 24 городах России прошел Пасхальный фестиваль
С 8 апреля по 9 мая в рамках симфонической, хоровой, звонильной и театральной программ Пасхального фестиваля Валерий Гергиев, мариинские и приглашенные музыканты дали более 120 концертов. Участников фестиваля было за тысячу, а публики набралось более 40 тыс. человек.
Симфоническая программа в Москве была не столь обширной, как в предыдущие годы, но нетривиальной и сильной. Открытие запомнилось красивой и свежей игрой греческого скрипача Леонидаса Кавакоса (заигранный Концерт Чайковского звучал трепетно-героически), а закрытие поставило эффектную точку на фестивальном посвящении Стравинскому. Один из главных мариинских блокбастеров «Весна священная», как всегда, произвел сногсшибательное впечатление, «Симфонии духовых» не только продемонстрировали класс духовиков, но и открыли новые репертуарные земли, а в раритетной «Свадебке» отлично работал ансамбль солистов -- Ирина Васильева, Ольга Саввова, Геннадий Беззубенков и Александр Тимченко.
Одним из главных событий феста обещал стать московский показ свежей мариинской премьеры -- оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в постановке Алена Маратра. Его «Путешествие в Реймс» при всей скромности затеи и осторожности почерка снискало огромный успех. «Любовь к трем апельсинам» почти ничем от «Путешествия» не отличается. Та же милая, светлая, аккуратная сценография, то же модное дефиле, трогательный шутливый стиль и много действия в партере и на балконах.
На фоне многих петербургских спектаклей (в том числе тех, которые Гергиев привозил в Москву) этот -- милая безделица, многих разочаровавшая провинциальной бедностью фантазии, а многим и приглянувшаяся ненавязчивой веселостью. Так или иначе, главными и самыми принципиальными событиями фестиваля оказались другие. Одно из них -- волжское турне в рамках региональной программы. Возможно, теперь плавать по Волге с оркестром будет не только плетневский РНО, но и гергиевская Мариинка.
Оркестр Мариинки открыл региональную программу 9 апреля в Нижнем Новгороде -- на следующий день после московского старта. В Нижегородской филармонии оркестр уже выступал, Ульяновск, Самару и Тольятти осваивал впервые.
Шесть концертов в четырех городах Поволжья петербуржцы дали за четыре дня. «Какой еще оркестр с мировой славой пойдет на такое», -- говорит Гергиев. Причем в региональных концертах коллектив продемонстрировал такой исполнительский уровень, что слушатели не догадывались о сверхнасыщенном гастрольном графике. Более того, своими интерпретациями музыканты доказали, что не делают различий между столичными и провинциальными меломанами, для которых приезд мариинцев стал праздником. Специальный поезд, следовавший по индивидуальному расписанию, встречали приветственными растяжками, а провожали «Прощанием славянки»; выступления проходили при переполненных залах, слушатели аплодировали стоя. Половина концертов были благотворительными, цену билетов на другие можно назвать символической.
В программе гастролей, предлагавшей как хиты, так и раритеты, было три основных блока: сочинения Стравинского, музыка Рихарда Вагнера и Густава Малера («главная и побочная темы фестиваля»), произведения трех композиторов, чьи имена связаны со Стравинским и Петербургом, -- Римского-Корсакова, Бородина и Дебюсси, «испытавшего влияние русской музыки». И трактовка сочинений, объединенных темой Петербурга, оказалась родственной. В русском ключе (ближе к пейзажной звукописи, нежели к фантастике, неге и томлению) прозвучал Дебюсси -- прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» и симфонические эскизы «Море». Дважды исполнялась увертюра «Светлый праздник» Римского-Корсакова, написанная к Пасхе, стопроцентно соответствующая случаю и неоднократно звучавшая в рамках Московского Пасхального фестиваля. Другая «визитная карточка» Мариинского оркестра -- симфоническая сюита «Шехеразада» -- стала эпической пейзажной фреской с грандиозной кульминацией темы моря в заключении.
В региональных программах случались замены и дополнения. В Большом зале Ленинского мемориала в Ульяновске «Мученичество св. Себастьяна» Дебюсси и «Шехеразада» были заменены «Петрушкой» Стравинского и «Послеполуденным отдыхом фавна». По словам маэстро, пересмотр программ обусловлен акустикой залов и заботой о музыкантах и слушателях: «Первые пять-десять, а может, и все 30 минут репетиции очень важны. Я боюсь новых залов. Если зал небольшой, то в «Шехеразаде» струнным приходится форсировать звучание».
Просветительски звучало исполнение в провинции Стравинского: «Он нам интересен, и мы надеемся, что интерес к нему появится и здесь», -- так Гергиев открыл программу в Нижнем Новгороде, где прозвучала созданная на пике «неоклассического периода» Симфония in С. В трактовке маэстро музыка Стравинского, «жившего в 20 метрах от Мариинского театра», -- сдержано-академична, архитектурна, по-петербургски прохладна. А юмор композитора-пересмешника, часто трактуемый саркастически, мариинцы озвучили по-английски сдержанно. Он проявлялся и в непринужденных джентльменских репликах неоклассической симфонии, и в балете-покере (балет в трех сдачах «Игра в карты»), и в песнях ветра, овевающих Петрушку, похожего на героя Достоевского.
Оркестр, не так давно взявшийся за музыку Стравинского, с легкостью преодолевал все каверзы партитур.
Сильное впечатление произвела «побочная» тема фестиваля -- Вагнер и Малер. Прозвучавшая в Нижнем Пятая симфония Малера для коллектива знакова: сто лет назад за пультом Мариинского оркестра стоял сам автор. А самарцам с первым актом вагнеровского «Зигфрида» и тольяттинцам с третьим действием «Валькирии» не требовалось ни декораций, ни перевода -- настолько хороша была игра артистов (особенно Андрея Попова -- Миме) и оркестра. Причем тольяттинскую сцену, не видавшую такого скопления, пришлось расширять на четыре ряда партера (что не спасло от акустических сложностей).
Отметим высокий уровень организации гастролей при поддержке поклонника Мариинского театра полпреда президента РФ в Приволжском округе Александра Коновалова и самарской группы «СОК». А в следующие волжские гастроли труппа, вероятно, отправится вплавь. «Я давно думал о крупном туре Мариинского театра по Волге, на красивом теплоходе, может быть, с друзьями театра, может быть из Рыбинска до Астрахани. И разговоры об этом уже ведутся», -- признался Гергиев.
Мария ЗУЕВА