Время новостей
     N°78, 08 мая 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.05.2007
Кавказские пленники
Российские правозащитники вступились за Рамзана Кадырова
Газета The Independent сообщила в понедельник о письме 100 представителей британской и европейской интеллигенции в адрес Владимира Путина. В письме главе российского государства предлагается использовать последний год своего пребывания в должности для восстановления «мира и законности в Чечне». Причем не с помощью нынешнего президента республики Рамзана Кадырова.

«Мы не можем больше молчать перед лицом продолжающихся нарушений прав человека и военных преступлений, -- говорится в письме. -- Несмотря на убедительные свидетельства правозащитных организаций и глушение голосов правозащитников и независимых журналистов, международное сообщество хранит молчание. Часть нашего намерения -- привлечь более широкое общественное внимание к ужасающей ситуации в Чечне и призвать президента Путина к каким-либо действиям, с помощью которых он мог бы восстановить там мир и верховенство закона».

По мнению авторов, Владимир Путин надеется, что «выборы его протеже Рамзана Кадырова заставят замолчать критиков политики «умиротворения» Чечни, разрушенной двумя войнами с Россией за независимость». Но «президентство Кадырова для подавляющего большинства гражданского населения Чечни немногим отличается от режима страха и подавления».

Письмо подписали директор «Форума за мир в Чечне» Айвар Амундсен, который был дружен с убитой осенью прошлого года в Москве журналисткой «Новой газеты» Анной Политковской, лидер британских либерал-демократов сэр Мензис Кэмпбэлл, несколько именитых политиков и деятелей культуры, в частности писатель Том Стоппард и философ Андре Глюксман. Насколько далек режим Рамзана Кадырова от режима страха и подавления, авторы письма не уточняют.

Российские правозащитники, которые действительно в течение многих лет вели тщательный мониторинг убийств и похищений людей на территории Чечни, вчера ответили взволнованной британской общественности. Глава правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов констатировал, что одной из основных тенденций развития современной Чечни является резкое снижение похищений людей. «До сих пор все сообщения о снижении числа нарушений такого рода сильно преувеличивались властями, -- признал правозащитник. -- Но на этот раз это действительно так, мы по крайней мере это отмечаем». Член правления «Мемориала» Александр Черкасов в беседе с «Временем новостей» подтвердил информацию о снижении числа похищений людей. По его данным, с января по март этого года были похищены 16 человек. Причем десять из них впоследствии были освобождены. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года похитили 53 человека. Правда, мониторингом «Мемориала» охвачено от четверти до трети чеченской территории, и с течением времени «по вновь открывшимся обстоятельствам» цифры иногда меняются.

Всего за 2006 год «Мемориал» насчитал 187 похищенных, из которых 94 человека освобождены, 11 найдены убитыми, 63 пропали без вести. Г-н Черкасов обращает внимание на резкое изменение статистики: в январе 2007 года случаев похищений зафиксировано десять, а в феврале и марте -- по три. «В январе Рамзан Кадыров отдал соответствующий приказ республиканским формированиям, которые он контролирует, -- поясняет правозащитник. -- Теперь ответственность за эти случаи несут главным образом силовики, которые Кадырову не подчиняются, то есть федеральные военные, ямадаевцы (бойцы батальона «Восток», сформированного преимущественно из чеченцев, подчиняющегося Сулиму Ямадаеву и входящего в состав 42-й дивизии Минобороны РФ. -- Ред.), ОРБ-2».

Между тем дальнейшая судьба ОРБ-2 (второго оперативно-розыскного бюро) ставится под сомнение чеченскими силовиками. В конце прошлой недели они провели совещание и предложили своему президенту инициировать упразднение этой структуры, обратившись к «профильному» федеральному министру Рашиду Нургалиеву. По мнению чеченских силовиков, деятельность ОРБ-2 «преступна» и может привести к социальному взрыву, поскольку сотрудники подразделения практикуют пытки, недозволенные методы ведения следствия и жестокое обращение с задержанными.

Оперативно-розыскное бюро-2 было создано в 2001 году при Главном управлении МВД РФ по Южному федеральному округу и не относится к структуре республиканской милиции, которая фактически полностью подчиняется Рамзану Кадырову. Это подразделение специально создано для розыска боевиков и может считаться «хирургическим инструментом» федералов в Чечне. Командует им этнический чеченец Асламбек Хасамбеков, но в штате работают не столько местные специалисты, сколько прикомандированные офицеры из других российских регионов.

Именно это подразделение чаще всего имели в виду правозащитники и чеченские чиновники, говоря о так называемых эскадронах смерти. Официально это никогда не подтверждалось, но сами представители федеральных структур в неформальной обстановке особенно не скрывали, что решение поставленных перед ними оперативных задач в Чечне имеет свою специфику, связанную со сложностью создания агентурной сети. В конечном итоге это приводит к тому, что даже точно выверенные адресные операции проходят с «издержками», пополняющими потом страшную статистику смертей и исчезновений.

Рамзан Кадыров следует по стопам своего отца Ахмат-хаджи, который всегда категорически требовал от федералов прекратить террор в Чечне. Но с тех пор условия существенно изменились, большая война кончилась, массовые зачистки, в том числе и благодаря Ахмату Кадырову, прекращены. Поэтому есть основания полагать, что «атака» на ОРБ связана не столько с заботой о гражданах, сколько с желанием г-на Кадырова удалить из Чечни важное силовое звено, подчиняющееся не Грозному, а Москве.

Первый раз эту идею Рамзан Кадыров высказал в прошлом году, еще будучи премьер-министром: на заседании возглавляемого им регионального отделения «Единой России» он потребовал провести тщательную проверку деятельности ОРБ-2. Даже известный своими хорошими отношениями с Рамзаном Кадыровым начальник регионального оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями генерал-полковник Аркадий Еделев счел тогда упразднение ОРБ преждевременным, поскольку «становление правоохранительной системы в самой Чечне еще не завершено».

В феврале этого года, за несколько дней до своей отставки, Алу Алханов приехал в Грозный и провел совещание с силовиками «федерального» блока, то есть с военным комендантом республики, начальниками УФСБ и ОРБ-2. Никто из республиканских силовых начальников из окружения Рамзана Кадырова в кабинет президента приглашен не был -- возможно, это дало новому президенту дополнительное основание для ревности к Асламбеку Хасамбекову. Во всяком случае, уже в марте прокуратура Чечни завела уголовное дело против сотрудников ОРБ-2. А теперь подчиненные открыто попросили своего президента принять меры к упразднению этой организации.

Характерно, что одним из активных борцов против пыток, практикуемых в ОРБ, выступает депутат парламента Чечни Ибрагим Хултыгов. В июле 1998 года после гибели своего брата Лечи в бою с людьми Салмана Радуева за грозненский телецентр он заменил брата во главе так называемой Национальной службы безопасности Ичкерии. В этой семейной должности он проработал до начала войны, затем скрылся, а летом 2000 года сдался федералам в родном селе Махкеты. В 2003 году он возглавил один из отрядов кадыровской службы безопасности, охотившийся на сепаратистов в «горячем» Введенском районе, а в 2005 году был избран депутатом.

Надо признать, что его брат в масхадовские времена был чрезвычайно популярным генералом, боровшимся против религиозных экстремистов, бандитов и похитителей людей. Правда, правопорядок Лечи Хултыгов устанавливал весьма оригинальным способом: по его инициативе в Грозном в августе 1997 года был произведен первый публичный расстрел по приговору шариатского суда.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Чечне