Уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину вновь выпала дипломатическая миссия. Выступавший в пятницу на пленарном заседании Совета Федерации омбудсмен не столько указывал российским властям на недостатки в области соблюдения прав человека, сколько вел заочный диалог с госдепартаментом США и зарубежными коллегами. В этой роли ему выступать не впервой -- уже который раз на звучащую из-за рубежа критику устами г-на Лукина Москва разъясняет, что для россиян важнейшими из прав являются права на стабильную пенсию, качественное медобслуживание и, грубо говоря, теплые батареи.
В этом году уполномоченный был вынужден отвечать сразу на два документа, подготовленных официальным внешнеполитическим ведомством США. Напомним, что еще 6 марта госсекретарь Кондолиза Райс представила конгрессу свой отчет о состоянии в области прав человека в мире -- и России в этом документе была посвящена добрая сотня страниц. Риторику главы внешнеполитического ведомства нельзя было назвать миролюбивой: госдеп обвинил Москву в «продолжающейся концентрации полномочий в руках исполнительной власти», «эрозии подотчетности правительства», политическом давлении на судебную власть и массмедиа, ограничении деятельности неправительственных организаций и появлении политзаключенных (к числу политзэков госсекретарь отнесла в том числе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева). Разумеется, не обошлось и без упоминания Чечни, где «продолжаются убийства и притеснения мирных жителей». 4 апреля
госдеп вторично подтвердил свою заинтересованность во внутрироссийских делах -- в докладе «Поддержка США прав человека и демократии в мире в 2006 году» в том числе говорилось, что США должны оказать «поддержку честным выборам» в 2007--2008 годах.
Из доклада же Владимира Лукина следует, что россиян в меньшей степени волнует судьба радикальной оппозиции или положение НПО. По словам российского омбудсмена, проблема номер один, влияющая на соблюдение прав человека в стране, -- недостаточная социальная защищенность населения, «кричащий разрыв между бедностью и бесстыдным гламурным богатством». Подавляющее большинство (46%) жалоб, поступающих в адрес правозащитного ведомства, касается нарушения социально-экономических прав граждан. Вторая по значимости проблема -- коррумпированность правоохранительных органов и чиновничества. «Люди спрашивают, почему до сих пор не принят закон о коррупции», -- подчеркнул омбудсмен. Тревогу вызывает и положение заключенных -- проверки в исправительных учреждениях выявили серьезные нарушения прав осужденных, причем «эти факты не всегда получают должную оценку» со стороны руководства Федеральной службы исполнения наказаний.
Впрочем, г-н Лукин коснулся и политических тем. Уполномоченный по правам человека отметил: увеличивается число жалоб, связанных
с нарушениями законодательства о проведении митингов. Омбудсмен напомнил о том, что первый,
декабрьский «Марш несогласных» был запрещен московскими властями без достаточных на то оснований. По его мнению, отказ в проведении акции, не согласующийся с уведомительным порядком, установленным в законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «создал крайне опасный прецедент». «Права граждан на мирные собрания особенно актуальны в преддверии парламентских и президентских выборов», -- подчеркнул г-н Лукин и обратился к прокурорским работникам с просьбой почаще уделять внимание ст. 149 Уголовного кодекса («воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них»). «Надеюсь, прокуратура уважает УК в целом, а не выборочно», -- заметил омбудсмен.
Примечательно, что российское правозащитное сообщество в целом сочло доклад уполномоченного достаточно взвешенным и объективным -- с поправкой на включенность официального правозащитника в вертикаль власти. «Лукин знает болевые точки. Я говорю о том же, с единственной разницей -- мои суждения более резкие», -- поделилась своим впечатлением с «Временем новостей» председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. «Лукин не заострял оценки, поскольку по своему статусу он не вправе выходить за определенные рамки -- так, в докладе нет критики деятельности законодательной и исполнительной властей, -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. -- При этом доклад констатирует симптомы болезни: проблемы в деятельности судебной системы, факты коррупции, проявления ксенофобии. Этот документ будет полезен и для законодателей, и для администрации президента, и для общественных организаций».