Переговоры между госсекретарем США Кондолизой Райс и министром иностранных дел Ирана Манучером Моттаки могут состояться в ближайшее время. Об этом, не уточняя времени и места встречи, объявил иракский премьер-министр Нури аль-Малики. Он уверяет, что эта договоренность стала одним из результатов закулисных переговоров на международной конференции по Ираку, прошедшей в минувшие дни в египетском курортном местечке Шарм-эль-Шейх.
Однако, похоже, иракский премьер выдал желаемое за действительное. Ведь ожидалось, что первые контакты между высокими представителями Ирана и США -- а эти страны не поддерживают отношений с 1979 года -- как раз состоятся в рамках работы конференции. Но попытка завязать диалог провалилась.
Кондолиза Райс и Манучер Моттаки так и не провели отдельной встречи и лишь обменялись краткими приветствиями во время завтрака в четверг, 3 мая, на котором присутствовали все приехавшие главы внешнеполитических ведомств. Он поприветствовал ее восточным «ас-салям алейкум», американка ответила: «Хелло». И все.
Хозяева конференции, египтяне, надеялись на продолжение контакта вечером того же дня, когда для министров устроили ужин в пятизвездочном отеле «Шератон» на берегу Красного моря. Но там случилось и вовсе нечто странное. Иранский министр появился в сопровождении помощников и охраны в холле, где в баре, как обычно каждый вечер, играла талантливая скрипачка из Украины Лариса Абрамова. Она исполняла знаменитые мелодии из фильмов «История любви» и «Крестный отец», когда иранец, вдруг изменившись в лице, покинул отель вместо того, чтобы вместе с коллегами пройти в зал, где был накрыт ужин. Репортерам он бросил загадочную фразу о несоответствии обстановки «исламским стандартам».
Теперь дипломаты гадают, что же обратило в бегство главу внешнеполитического ведомства Исламской Республики Иран -- невзрачного мужчину с легкой щетиной, маленького роста и в очках. Кое-кто из американской делегации счел, что это были обнаженные плечи скрипачки из бывшего СССР, надевшей торжественное красное платье без рукавов и с декольте. Сама музыкантша утверждает: «Если и была проблема с одеждой, то не во мне, а в других сотрудницах отеля и в туристках, сидевших в баре в мини-юбках».
Египетские курорты, несмотря на недовольство местных исламистов, отличаются вольными нравами. Туристов из СНГ и Европы не заставляют там одеваться по-восточному и не ограничивают с алкоголем. Скрипачка работает в Египте уже три года. После скандала с иранским министром она тут же прославилась среди журналистов. Они отследили, что на следующий день в почти сорокаградусную жару украинка пришла на работу в бар в скромных черных брюках и черной блузке с длинными рукавами.
Но Манучер Моттаки этого уже не видел. На следующий день работы конференции он вовсю ругал американцев, объяснив все проблемы Ирака следствием «оккупации и терроризма». Один из его помощников потом уточнил в беседе с репортерами, что «террористические акты» совершают в Ираке не только экстремисты, но и оккупанты. Что касается злополучного ужина, то представитель американского госдепа Шон Маккормак не без иронии отозвался о нестандартном маневре иранского министра: «Я не знаю, какой женщины он испугался больше -- той, что была в красном платье, или нашего госсекретаря».