Продолжением насилия ответили иракцы на итоги крупной
международной конференции, состоявшейся 3--4 мая в египетском курорте Шарм-эль-Шейх и посвященной урегулированию ситуации в Ираке. Вчера на юго-западе иракской столицы погибли не менее 30 человек в шиитском квартале, где рядом с овощными торговыми рядами взорвался заминированный автомобиль. Позавчера смертник прорвался на машине на базу в Багдаде, где тренировались иракские новобранцы, убив 15 солдат. Американские потери после вчерашней гибели троих военных достигли 3365 человек.
Конечно, никто и не ждал, что вот соберутся министры иностранных дел из пары десятков стран -- и в воюющей стране тут же наступит мир. Но мероприятие было столь широко разрекламировано американцами, терпящими неудачи в Ираке, что невольно мерещился прорыв, увы, при ближайшем рассмотрении оказавшийся миражом. Республиканской администрации США, из-за иракской войны попавшей под огонь критики демократов, очень хотелось продемонстрировать прогресс. Но на деле американцы лишь расписались в собственном бессилии при решении сложных международных проблем.
Это и стало главным положительным результатом конференции, потому как неспособность США в одиночку справиться с кризисами на Ближнем Востоке и подвигла американцев на активный диалог с коллегами по «большой восьмерке» и государствами региона, включая проблемные Иран и Сирию. Это как раз то, к чему призывала Россия, которая еще несколько лет назад первой родила идею проведения серьезной международной конференции по Ираку. Так что сам факт проведения мероприятия -- плюс. Тем более, по словам участвовавшего в нем главы МИД России Сергея Лаврова, есть договоренность о проведении еще более широкой конференции на иракскую тему этой осенью в Стамбуле.
Правда, тут же возникло «но» в виде уточнения, сделанного иракским премьер-министром Нури аль-Малики. Он считает, что новые встречи в таком широком составе «имеют смысл» лишь в том случае, если участники выполнят договоренности, закрепленные в подписанном на конференции Международном соглашении по Ираку, прозванном дипломатами «компакт» (от английского «соглашение»). Рассчитанный на пять лет документ вырабатывался под руководством чиновников ООН. Он охватывает все возможные области, где иракцам нужна поддержка: безопасность, политические преобразования, экономика, права человека. Журналисты в своих комментариях быстро выхватили из этого перечня тему финансовой помощи Ираку, да и сами организаторы одним из достижений объявили то, что международное сообщество в общей сложности пообещало новому иракскому правительству 30 млрд долл. в виде безвозмездной помощи и списанных долгов.
Члены российской делегации, услышав эту цифру, лишь скептически улыбались и недоумевали, откуда она взялась. Иракцам не первый раз обещают баснословные деньги, но нестабильная ситуация тормозит поступление донорской помощи, равно как и не позволяет бизнесменам инвестировать в разрушенный нефтегазовый комплекс, хотя побуждающий к этому новый «Закон о нефти» в эти дни уже был передан правительством на рассмотрение парламента Ирака. Прозвучали и конкретные цифры: Евросоюз даст 100 млн евро, а Великобритания -- 100 млн фунтов стерлингов. Это дополнительно к обещанной прежде помощи, к примеру, британцы ранее называли цифру 744 млн фунтов стерлингов, хотя остается загадкой, сколько из этого реально дошло до Ирака на сей момент.
Москва готова вести речь лишь о списании части иракского внешнего долга, накопленного еще с советских времен и составляющего, по разным оценкам, от 8 до 10 млрд долл. Еще три года назад Россия по примеру других стран «большой восьмерки» обязалась реструктурировать этот долг, что подразумевает списание большей его части по правилам Парижского клуба. Однако сотрудники посольства Ирака в России обратили внимание газеты «Время новостей» на то, что если все остальные крупные державы уже «подписали с Ираком необходимые двусторонние соглашения о списании долга, то Россия -- до сих пор нет».
Почему промедление? Российские журналисты спросили об этом Сергея Лаврова, который приехал в Египет только на второй день конференции, когда обсуждались в основном политические вопросы. О деньгах собравшиеся поговорили в первый день, хотя логичнее было бы поступить наоборот: обсудить сначала политическое урегулирование, а уж потом предоставление помощи несчастной стране. Об иракском долге г-н Лавров ответил по-восточному витиевато: «Увязки с какими-либо условиями, помимо правил Парижского клуба, не существует. Параллельно с этим есть такой вопрос, как уважение подписанных контрактов».
Во второй половине 1990-х, когда Ираком еще правил Саддам Хусейн, россияне подписали в Багдаде контракты на строительство трубопроводов и разработку нефтегазовых полей. Среди них выделяется полученное ЛУКОЙЛом месторождение-гигант «Западная Курна-2». Кое-кто из новых иракских лидеров считает, что российский бизнес надо лишить права на работы в Ираке, наказав тем самым Москву за жесткую антивоенную позицию и за связи с диктатором, свергнутым в 2003 году американцами и казненным с их ведома в конце 2006 года.
Конечно же, темы долга и этих контрактов -- разные, но есть ощущение, что связь существует. Вероятно, это станет предметом переговоров между министрами иностранных дел двух стран -- Сергея Лаврова и Хошияра Зибари -- в ближайшее время в Москве. Как сообщили «ВН» советники г-на Зибари, скоро он собирается с визитом в Россию. К сожалению, в Шарм-эль-Шейхе несовпадение графиков министров не позволило им провести запланированную отдельную встречу.
О немедленном списании иракских долгов не объявил и министр иностранных дел одной из главных стран-кредиторов Ирака -- Королевства Саудовская Аравия. Принц Сауд аль-Фейсал лишь призвал Багдад к «политическим реформам», а вот о 15-миллиардном долге (по другим данным -- 19 млрд) -- ни слова. Есть предположение, что мусульмане-сунниты Саудовской Аравии недовольны тем, что пришедшие к власти в Ираке мусульмане-шииты (они составляют две трети иракского населения, а в соседнем Иране их и вовсе большинство) недооценивают опыт суннитов, управлявших страной при Саддаме. Королевство полагает, что реформы могли бы закрепить за суннитами эту возможность, а там и о прощении долгов можно поговорить, для чего в Саудовскую Аравию уже приглашен с визитом премьер Нури аль-Малики.
Больше согласия между участниками конференции было по вопросам политики и безопасности. К удовольствию американцев, в заключительной декларации не упоминался срок, к которому иностранные войска должны покинуть Ирак. А Сергей Лавров в своем выступлении даже отметил, что «в нынешних условиях присутствие коалиционных войск в Ираке является одним из стабилизирующих факторов, предотвращающих сползание страны в хаос полномасштабной междоусобной войны. Их поспешный и неподготовленный вывод чреват негативными последствиями». Вместе с тем, отметил министр, «иностранное военное присутствие в Ираке не должно затягиваться бесконечно, и Россия, как и многие другие страны, выступает за продуманный график вывода из Ирака многонациональных сил».