|
|
N°233, 20 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пакистан может стать Афганистаном
Если Индия станет Америкой
Напряженность между двумя ядерными державами -- Индией и Пакистаном -- дошла до той критической отметки, когда политики начинают призывать народ быть готовым к жертвам в ходе вооруженного конфликта. Вчера премьер Индии Атал Бихари Ваджпаи прямо заявил парламенту: «Вопрос не в том, должна быть война или нет. Должен обсуждаться вопрос о том, при каких обстоятельствах возможна война». По его словам, Дели пытается решить вопрос дипломатическими средствами, однако «другие варианты также не исключаются».
Поводом для нынешней эскалации стало нападение террористов на здание парламента Индии, случившееся ровно неделю назад. В Дели утверждают, что нападавшие были связаны с кашмирскими сепаратистскими группировками «Лашкар-э-таиба» и «Джаиш-э-Мохаммед», пользующимися негласной поддержкой пакистанских спецслужб. Индийские власти требуют от Исламабада запретить обе организации и арестовать их руководителей. Индийский министр внутренних дел Лал Адвани назвал события 13 декабря попыткой ликвидировать индийское руководство. По его мнению, в основе всего -- неспособность Пакистана, «теократического государства с очень слабой традицией демократии, примириться с существованием светской, демократической, уверенной в себе и устойчиво развивающейся Индии».
Пакистанская сторона осудила теракты, но не стала никого арестовывать, потребовав от Дели прекратить пропагандистское давление и предоставить надежные доказательства вины конкретных лиц. Можно вспомнить, что нечто подобное уже происходило месяца три тому назад: тогда талибы также попросили у США неопровержимых улик против Бен Ладена, но в ответ на их головы посыпались бомбы. Следуя примеру Джорджа Буша, премьер Ваджпаи отклонил требование Исламабада о совместном расследовании как «смехотворное» -- по его словам, достаточно пулевых отметин на здании парламента и тел убитых террористов -- по версии Дели, граждан Пакистана. Всплывают и новые улики в подтверждение «пакистанского следа»: к примеру, у террористов были взрыватели с маркировкой Wah Nobel -- это клеймо шведского завода по производству взрывчатки, расположенного в пакистанской провинции Пенджаб.
Так или иначе мировое сообщество и его лидер США начинают пожинать первые плоды новой модели одностороннего силового решения международных конфликтов, которую американцы взяли на вооружение в антитеррористической борьбе. На региональных уровнях все «обиженные» террористами страны отныне апеллируют к опыту Вашингтона. Если Америке можно принимать против нападавших те меры, которые она считает нужными, то почему нельзя другим? Тем более что внешне нынешний индо-пакистанский кризис является почти полной калькой с американского. Так что формально Индия вроде бы права. Хотя очевидно, что разрешить двум ядерным державам строить свои отношения по американской схеме невозможно. Новый «постсентябрьский» мировой порядок столкнулся со своим первым серьезным кризисом, еще толком не сформировавшись.
Дели все более настойчиво пытается убедить Вашингтон усилить давление на Исламабад. Белый Дом в свою очередь призывает конфликтующие стороны к совместным действиям против террористов. На американские увещевания «жить дружно» Ваджпаи ответил, что «те, кто призывает нас к сдержанности, должны сперва поговорить с нашим соседом». Но и это вряд ли поможет.
Мушарраф, потерявший Афганистан после разгрома верного Исламабаду режима талибов, вряд ли рискнет последовать совету США повернуть штыки против кашмирских боевиков -- потери Кашмира ему не простят. Понимая, что отказ бороться с «дружественными» террористами может привести к охлаждению отношений с Вашингтоном, Мушарраф направился с пятидневным визитом к старым и верным друзьям в Пекин в поисках политической и экономической поддержки.
Новая индо-пакистанская война может стать для стран-соперников последней, если те решатся на применение ядерного оружия. Стоящие у власти в Индии националистические силы это понимают. Однако не ответить на брошенный им вызов они тоже не могут. На стороне Индии убедительный перевес в неядерной военной мощи, что может побудить Дели предпринять ограниченные «контртеррористические» действия против лагерей боевиков на сопредельной территории силами авиации или спецназа. Однако индийские военные эксперты честно признают, что не знают, где именно находятся эти лагеря. А если будут уничтожены базы пакистанской армии, то большой войны уже не миновать. Скорее всего, дело ограничится политическими и экономическими санкциями. В Дели уже прозвучали предложения отозвать индийского представителя из Пакистана, запретить полеты пакистанских самолетов над территорией Индии, ужесточить режим торговли и пересечения границы. Невоенные меры могут быть весьма суровы: была озвучена идея спровоцировать в Пакистане кризис с водоснабжением путем выхода Дели из соглашения о совместном пользовании ресурсами пограничной реки Инд.
Александр ЛОМАНОВ