Время новостей
     N°76, 28 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.04.2007
«Северстальтранс» минус сталь
Менеджеры компании выкупили долю Алексея Мордашова
Алексей Мордашов выходит из числа акционеров транспортно-логистической компании «Северстальтранс», продавая свою 50-процентную долю ее менеджерам -- Константину Николаеву, Никите Мишину и Андрею Филатову, сообщила пресс-служба компании. После закрытия сделки, говорится в сообщении, они станут собственниками 100% уставного капитала группы компаний «Северстальтранс» (ее годовой оборот составляет 1,6 млрд долл.). Как пояснила пресс-секретарь «Северстальтранса» Анна Вострухова, владеть компанией партнеры будут в равных долях -- каждому будет принадлежать по трети акций группы. Она также сообщила, что после выхода г-на Мордашова из числа акционеров группа будет переименована -- сейчас ведется работа над ребрендингом.

Сумму сделки ее участники не раскрывают. Аналитики также затруднились ее оценить. Но вчера ОАО «Северсталь» объявило, что выкупает у «Северстальтранса» два ключевых для нее актива -- стивидорную «Нева-Металл» и экспедиторскую «Нева-Металлтранс». «На покупку данных активов ОАО «Северсталь» намерено потратить 100 млн долл., -- говорится в сообщении металлургической компании, -- 98,7 млн долл. -- на приобретение «Нева-Металл» и 1,3 млн долл. -- на «Нева-Металлтранс». Какую долю от общего объема перевалки грузов и оборота «Северстальтранс» составляют эти активы, в компании не рассказали.

В то же время «Северсталь» признается, что приобретение этих двух предприятий позволит компании создать независимую экспортную логистическую цепочку. Традиционно Санкт-Петербургский порт, на территории которого работают «Нева-Металл» и «Нева-Металлтранс», является базовым для «Северстали» при транспортировке продукции на экспорт -- в Европу и США. «С покупкой этих активов мы можем себя полностью обеспечить перевалочными мощностями в северо-западном регионе», -- заявили в компании.

В сообщении «Северстали» приводятся и слова главы и основного акционера группы Алексея Мордашова, который говорит, что «данные логистически важные для российских предприятий «Северстали» покупки откроют компании дополнительные возможности для дальнейшего роста и увеличения стоимости акционерного капитала».

А г-жа Вострухова пояснила, что «Нева-Металл» -- весьма значимая компания для перевалки металлов: ее годовой грузооборот составляет 2,5 млн тонн грузов при общем объеме грузооборота работающих в Санкт-Петербургском порту 28 стивидорных компаний 50 млн тонн. «Учитывая то, что у нас в стране существует дефицит портовых мощностей, в том числе по перевалке металлов, -- отмечает пресс-секретарь «Северстальтранса», -- можно говорить о том, что покупка «Нева-Металл» является стратегической для «Северстали».

У «Северстальтранса» остаются портовые мощности по контейнерной и рефрижераторной перевалке грузов, а также структуры, связанные с железнодорожными и автомобильными перевозками: одноименное ЗАО «Северстальтранс», занимающееся железнодорожными переводками, «Севтехнотранс» -- владелец подвижного состава, «Балттранссервис», «Новая перевозочная компания», Spacecom AS, Эстония (все --железнодорожные перевозки), «Транзит Карго Транс» (автомобильные перевозки), «Восточная стивидорная компания» (перевалка контейнеров, экспедиторские услуги), «Петролеспорт» (перевалка контейнерных, рефрижераторных грузов), «Владивостокский контейнерный терминал» (перевалка контейнеров) и др. Всего же «Северстальтранс» объединяет более 20 компаний, работающих в различных секторах транспортного бизнеса.

Аналитики убеждены, что продажа г-ном Мордашовым доли в «Северстальтрансе» является оптимизацией его бизнеса и не несет какой-то дополнительной смысловой нагрузки, как, например, привлечение капитала на возможные сделки по слияниям и поглощениям. Как полагает Александр Пухаев из Deutsche UFG, вероятно, г-н Мордашов решил сосредоточиться на «Северстали» как основном бизнесе, посчитав, что транспортная компания не обеспечивала достаточного роста. Аналитик ФК «Уралсиб» Кирилл Чуйко уверен, что сделка либо осуществляется в русле оптимизации активов самой «Северстали», либо «оказалась своевременной», и г-н Мордашов использовал «хорошую возможность продать «Северстальтранс» по интересной цене».

Напомним, что в начале этого года г-н Мордашов продал свою долю и в другом «непрофильном» активе -- автостроительной компании «Северсталь-авто» своему партнеру Вадиму Швецову.

Анна ЛАНДЕР