Самый западный российский регион -- Калининградская область -- стал своеобразным полигоном приложения государственных усилий, направленных на рост экономики. Только здесь существуют почти все возможные типы особых зон.
Сама область является особой экономической зоной. Кроме того, здесь будут созданы две зоны --
одна из семи туристических и одна
из четырех игорных. «Калининград требует особого внимания и заботы со стороны федерального центра», -- заявил министр экономического развития Герман Греф, прилетев в западный эксклав России на один день.
Сам по себе его визит указывает на повышенное внимание к региону. Министр прилетел «просто так», а не в связи с какими-то событиями, как это бывает обычно. Возможно, он привык ездить сюда за то время, что возглавлял комиссию по организации празднования 750-летия города. Впрочем, особое внимание к региону объясняет его местоположение. Не могут же самые "европейские" россияне жить хуже, чем в Европе. Тем более что Европа для них гораздо ближе, чем остальная Россия.
Регион на любовь центра отвечает взаимностью. В прошлом году Калининградская область заняла первое место среди российских регионов по темпам роста промышленного производства. Министру вчера показывали и суперсовременный завод по переработке сои, каких и в Европе почти нет, и уникальную по размерам нефтеперевалочную морскую платформу, которая собирается в Калининграде.
В промышленном регионе добавится и досуг -- в виде туристической и игорной зоны. Правда, как конкретно будут выглядеть эти очаги культуры и отдыха, от общественности пока скрывают. Их презентации проходили в закрытом режиме, впрочем, министру они явно понравились. «Проект очень интересный», -- хвалил он своего бывшего коллегу по правительственному цеху, калининградского губернатора Георгия Бооса. И вспоминал недобрым словом его предшественника адмирала Владимира Егорова, которому он когда-то обещал построить «королевскую виселицу».
Губернатор же, начиная со встречи в аэропорту, все время говорил о двух главных проблемах региона -- узости дорог и нехватке энергомощностей. По словам г-на Бооса, в области необходимо построить две трассы, входящие в европейский транспортный коридор, и два кольца -- одно вокруг города и еще одно, объединяющее воедино все приморские города. Денег на дороги нет, признал министр, тем более что регион и так получит значительные средства на развитие транспортной инфраструктуры. В этом году на морской канал будет потрачено 460 млн руб. и еще 560 млн -- в следующем. На реконструкцию аэропорта в этом году будет израсходовано 140 млн и почти 1 млрд руб. в 2008-м. Решить вопрос с увеличением энергопоставок оказалось еще сложнее. В области считают необходимым строительство второго блока ТЭЦ-2, однако это требует значительных инвестиций от «Газпрома». В Калининград специально прилетал заместитель председателя правления «Газпрома» Андрей Голубев, но решение проблемы пока найти не удалось.
По словам г-на Грефа, пока вышли на договоренности о гарантированных объемах поставок в область до 2012 года. К этому времени поставки газа должны вырасти до 2,5--3 млрд кубометров газа. И уже в зависимости от дальнейшего роста энергопотребления будет приниматься решение о строительстве новых объектов электрогенерации.