|
|
N°76, 28 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Умер Кирилл Лавров
Кирилл Юрьевич Лавров родился 15 сентября 1925 года в актерской семье, в 1942 году стал работать токарем на заводе в Новосибирске, в 1943-м добровольно ушел в армию, окончил Астраханское авиационно-техническое училище (1945) и пять лет прослужил в бомбардировочном полку. В 1950-м он, не получив театрального образования, дебютировал на сцене киевского театра имени Леси Украинки. В 1955-м поступил в ленинградский Большой драматический театр и очень быстро стал одним из ключевых артистов решительно набирающей силу блистательной труппы, одним из самых важных участников неповторимого много лет первенствующего ансамбля, созданного Георгием Товстоноговым. После кончины Товстоногова (1989) Лавров возглавил БДТ и работал там до последних дней. 29 апреля он должен был выйти на родную сцену в спектакле «Квартет» -- в этот день в БДТ на гражданской панихиде друзья, коллеги, поклонники, жители Санкт-Петербурга, почетным гражданином которого был Лавров, будут прощаться с любимым артистом.
Жизнь Лаврова кажется на удивление правильной -- ранний успех, постоянная востребованность, бесспорный профессионализм, заслуженная популярность (пожалуй, начиная с фильма «Живые и мертвые», где он исполнил роль Синцова), изобилие наград и званий (Герой Социалистического Труда, многажды орденоносец и лауреат, депутат Верховного совета СССР), которыми советская власть щедро одаривала артиста, удачно сочетавшего незаурядное мастерство, ощутимый, но не навязчивый интеллект и стопроцентную лояльность. Он умел представить советского героя со сложным «человеческим лицом», будь то вождь мирового пролетариата, генеральный конструктор первых космических кораблей («Укрощение огня») или лыжный тренер («Ход белой королевы»). Он умел быть в «нужных и правильных» ролях достоверным и обаятельным -- почти таким же, как в незабываемом легкомысленном телевизионном спектакле «Стакан воды», где предстал великолепным, ироничным и самоироничным герцогом Болингброком.
Конечно, и в кино у Лаврова были событийные роли -- прежде всего Иван Федорович в «Братьях Карамазовых», но все же сполна оценить его творческий масштаб могла только публика товстоноговского театра. В учебники и предания вошли сыгранные Лавровым персонажи Розова и Арбузова в спектаклях «оттепельной» поры, зловещий Молчалин («Горе от ума») и совсем не похожий на привычного ясноглазого пролетария Нил («Мещане»), Соленый («Три сестры»), Городничий («Ревизор»), герой-рассказчик «Трех мешков сорной пшеницы», Петр Мелихов («Тихий Дон»).
Лавров был не только одним из любимых актеров Товстоногова, но и художником, работником, человеком, насущно необходимым мастеру. Он сохранил верность учителю и в непростые времена сделал все, что смог, для того, чтобы БДТ был товстоноговским театром не только по имени. Умная любовь к своему театру тут была не менее важна, чем общественный темперамент, умение ладить с сильными мира сего, чувство ответственности, такт организатора и природная расположенность к коллегам. В последние годы Лавров играл на сцене не так уж много (хотя и предстал убедительно величественным Маттиусом Клаузеном в «прощальной» пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца»), но БДТ, в котором могли работать несхожие режиссеры, держал и держит стать во многом благодаря своему художественному руководителю. Актер до мозга костей, он всегда был вынужден отдавать некоторую дань политике -- свое понимание сущности власти (и ее трагедии) он выразил в одной из последних значимых ролей (и вызвавших живую реакцию работ) -- роли булгаковского Понтия Пилата.
В новой России Лавров оставался государственно значимой фигурой, в год восьмидесятилетия он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
Отдел культуры