|
|
N°233, 20 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шариат эпохи либерализма
Кто без греха -- пусть первый бросит мелкий камень
Правосудие в постталибском Афганистане останется по-прежнему шариатским. Об этом заявил в Кабуле представитель новых судебных органов страны. Однако наказания будут смягчены, хотя и останутся строгими. К примеру, казнить будут, как и раньше, публично на виселицах. Вот только казненные, в назидание остальным гражданам, не будут болтаться в петле целых четыре дня, как при талибах, а только 15 минут. Не намерены новые власти устанавливать виселицы на стадионах, откажутся они и от использования спортивных арен в качестве лобного места для публичной экзекуции осужденных за воровство, обычно именно там им отсекали конечности.
Апофеозом же либерализма режима, официально приходящего к власти в Кабуле 22 декабря, станет милосердие по отношению к прелюбодеям. Нарушителям супружеской верности не удастся избежать побивания камнями, но отныне использовать для этого можно «только мелкие камни». По замыслу служителей новой афганской Фемиды, подобное послабление предоставит провинившимся шанс сбежать с места наказания раньше, чем их забьют насмерть.
К этим новостям из Кабула можно относиться по-разному, проще всего иронизировать: мол, к подобному ли порядку вещей в Афганистане стремилась международная коалиция, усилиями которой был свергнут «Талибан». Тем не менее проблема гораздо серьезней, ведь с устранением талибов отнюдь не западному правосудию предстоит вершить закон в этой стране, афганцы этого никогда бы не потерпели. Так что они сами должны взяться за восстановление законности у себя дома. Талибам это удалось достаточно быстро (именно это обеспечило им в первые годы правления поддержку со стороны населения, измученного кровавым беспределом воюющих между собой моджахедов), крайне жестко внедряя законы шариата. Как рассказывает один из центральноазиатских дипломатов, бывший министр иностранных дел «Талибана» мулла Мутавакиль утверждал в разговорах с ним, что талибам чужд приписываемый им радикализм ваххабитов. По словам муллы, проповедовавшийся талибами ислам -- это приспособление норм шариата к так называемому пуштунскому кодексу чести -- пахтунвали.
Действительно, соблюдение этого кодекса афганцами было реальностью еще совсем недавно. Бывшие сотрудники советских торгпредств, работавшие в Афганистане в течение многих лет, еще с начала 60-х годов, когда в стране правил король Захир Шах, утверждают, что само по себе понятие воровства, столь обыденное для нас, афганцам было просто незнакомо. Хозяева кабульских дуканов могли свободно оставлять их открытыми, отлучаясь на пару часов по своим делам. Без присмотра оставлялись даже ювелирные лавки с золотыми изделиями на прилавках. А если и случались кражи, то имена воров в течение десятилетий окутывались легендами, подобно жизнеописаниям знаменитых правителей.
Однако эта идиллия начала рушиться, как утверждают очевидцы, с началом апрельской революции 1978 года, когда к власти пришли местные коммунисты. Уже к осени того года дуканщики стали приобретать замки, по торговым улицам начали шарить воришки. Потом в страну пришел советский воинский контингент, и о своем кодексе чести афганцам проще было забыть...
Теперь, когда на ближайшие годы внимание всего мира к процессу возвращения Афганистана в русло нормальной жизни будет весьма пристальным, новым лидерам страны придется напрямую объяснять правозащитникам и либералам Запада, что такое пахтунвали и как трудно его восстановить.
Аркадий ДУБНОВ