На фоне
событий в Эстонии российские сенаторы решили весьма оперативно одобрить принятые Госдумой 18 апреля поправки в законодательство, ужесточающие
ответственность за экстремизм, в том числе и за надругательство над памятниками. Вчера верхняя палата проголосовала за внесение соответствующих изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. «Закон поступил на подпись к президенту», -- отрапортовал глава комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков.
Новации, вносимые в УК и КоАП,
усиливают ответственность за деяния, связанные с разжиганием межнациональной, межрелигиозной и иной розни. Так, статья 244 УК -- надругательство над телами умерших и местами их захоронения -- устанавливает ответственность в виде лишения свободы сроком до пяти лет. По ныне действующей редакции кодекса, максимальный срок заключения по этой статье три года. В статье 214 (вандализм) появляется вторая часть, карающая за осквернение зданий и сооружений, порчу имущества на общественном транспорте, «совершенные группой лиц, а равно по мотиву идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды». После подписания поправок президентом за это могут карать лишением свободы на срок до трех лет.
Примечательно, что, например, публичное сожжение флагов Эстонии в категорию политического вандализма не попадает. Зато за торговлю флагами со свастикой будут наказывать строже. Согласно поправкам, вносимым в КоАП, за «изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики» граждан будут штрафовать в размере от 10 до 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц налагаются штрафы от 20 до 50 МРОТ, на юридических лиц -- от 200 до 1000 МРОТ. Для сравнения, нынешний вариант ст. 20.3 КоАП предполагает штраф за нацистскую атрибутику в размере 5--10 МРОТ.
При этом, безусловно, при написании этого законопроекта не ставилась цель сделать подарок ветеранам к Дню Победы или продемонстрировать соседям, как надо относиться к историческим памятникам. Это как бы "побочные" эффекты основной линии. Сенаторы не скрывают:
ужесточение антиэкстремистского законодательства связано с обострением политической ситуации, точнее, с приближением думских и президентских выборов. «Чем ближе мы подходим к выборам, тем будет больше попыток раскачать внутреннюю ситуацию в России, -- отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» председатель комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин. -- Обстановка будет дестабилизироваться -- у меня в этом нет никаких сомнений. Наши зарубежные «партнеры» обязательно постараются сделать так, чтобы в России было неспокойно. Надо им эту возможность ограничить». По мнению г-на Шарандина, если один из самых болезненных, чувствительных вопросов современной России -- вопрос межнациональных и межконфессиональных отношений, то «и законодательство, и правоприменительная практика должны быть предельно жесткими в отношении лиц, занимающихся разжиганием национальной и религиозной розни».
Однако, например, независимый депутат Госдумы, член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Сергей Попов весьма скептически оценивает эффективность одобренных Советом Федерации поправок. «Само по себе увеличение сроков наказания ничего не даст, -- заявил депутат «Времени новостей». -- Любому юристу-первокурснику известно, что существенным является не мера наказания, а его неотвратимость». При этом г-н Попов опасается, что в нынешней ситуации усиление санкций «станет не борьбой с преступностью, а борьбой с неугодными». «Это может привести к тому, что гражданам, по тем или иным причинам ставшим неугодными, будут, что называется, паять срок и сажать их», -- полагает парламентарий.