По Киеву вчера поползли тревожные слухи о том, что в украинской столице возможны провокации. Службы безопасности повысили бдительность. О причинах обострения ситуации обозревателю «Времени новостей» Елене СУПОНИНОЙ рассказал в Киеве советник премьера Януковича, бывший вице-премьер, а ныне председатель общественно-политического объединения «Украинский форум» Владимир СЕМИНОЖЕНКО.-- Как в окружении премьера Виктора Януковича расценивают новый указ президента Виктора Ющенко о переносе досрочных парламентских выборов на 24 июня?-- Этот указ не урегулирует политическую ситуацию, а обостряет, не приводит к компромиссу, а, наоборот, удаляет от него. Мы сейчас проводим консультации о том,
как выйти из положения, которое, надо признать, осложнилось. Понятно, что 24 июня выборы пройти не могут, как не могли они состояться и в мае. Они ничего не дадут политически, да и технически их невозможно провести. Нужно два-три месяца хотя бы для того, чтобы в списках избирателей не было погрешностей. Указ президента имеет характер ультиматума, а это не тот инструмент, который должен использоваться в нынешней ситуации. Это касается обеих сторон.
-- Как я понимаю, сторонники Януковича уже не против досрочных выборов, но только не раньше осени.-- Осень -- да. Будет достаточно времени для того, чтобы изменить избирательное законодательство. Нужна четкая система координат, иначе выборы будут сомнительными. Нужен легитимный метод определения даты выборов. Указ президента от 25 апреля еще более нелегитимен, чем предыдущий (в начале апреля Ющенко объявил о роспуске Рады и проведении в конце мая досрочных выборов. --
Ред.). Как аргумент Ющенко приводит в указе необходимость «переформирования большинства». Но такого и понятия-то нет! Есть понятие «формирование большинства». Похоже, в окружении Ющенко собрались не юристы, а псевдоюристы.
Еще в первом указе были смешные вещи. Например, пункт второй: «Предложить депутатам исполнять свои обязанности, не связанные с деятельностью Верховной рады». Вы смеетесь, а это смех сквозь слезы. И вот такие вещи юристы визируют, а президент подписывает.
-- Вы сказали, что ситуация осложнилась. Что это значит?-- Сейчас может быть наделано много глупостей. Не забывайте, что в руках у президента армия. Конечно, дико предположить, что она будет задействована, но все-таки. В руках президента служба безопасности Украины. Использование этих возможностей может привести к непоправимым трагическим последствиям. Достаточно двух-трех провокаций. Возможны столкновения и даже применение оружия. Меня насторожили тон и аргументация последнего указа. Логики там нет, а есть принцип «хочу -- и будут выборы».
Компромиссом могли бы стать выборы осенью, в октябре или в ноябре. Это было бы лучшим выходом. Следующий парламент был бы переизбран на три года. С осени до новых выборов через три года можно было бы полностью провести конституционную реформу и потом уже президентские выборы. Хотя в идеале реформу можно было бы провести и до осени, но это уже не получится. Видимо, так уж Украине на роду написано, что придется проводить досрочные парламентские выборы, а уже потом конституционную реформу.
Еще я надеюсь на появление центристской силы, которая бы сцементировала ситуацию. Центристские партии могли бы объединиться, чтобы спасти страну. Пока же «голубые» и «оранжевые» идут стенка на стенку и вряд ли решат проблему.
-- В чем суть предлагаемых реформ?-- Надо изменить систему выборов. Определиться с местным самоуправлением, причем переизбрать местные советы можно было бы той же осенью. Уточнить полномочия президента и правительства, чтобы не было снова неопределенности и причин для нового конфликта.