Перенос Бронзового солдата в Таллине (перенос, заметьте, а не разрушение) и перезахоронение на кладбище останков советских воинов вызвали в России форменную политическую истерику.
Кричат думские коммунисты, которые только что отказались почтить память президента своей собственной страны. Сенаторы предлагают разорвать дипломатические отношения с Эстонией. Глава МИД России называет происходящее в Эстонии -- сам демонтаж и разгон полицией протестующих -- «отвратительным». Прокремлевские молодежные движения «Молодая гвардия» и «Наши» пикетируют эстонское посольство в Москве с лозунгами «Победа деда -- моя Победа!», «Позор!», «Фашисты!», «Гитлер -- кумир Эстонии». Они грозят не выпускать из здания эстонского посла. Камчатские магазины отказываются продавать эстонские продукты и призывают последовать их примеру. Теперь новый главный враг России не США и не Грузия, а Эстония, где, между прочим, имеют недвижимость, получили вид на жительство и ведут бизнес дети высокопоставленных представителей российской политической элиты.
Эстония, конечно, подставилась. В правительстве и парламенте этой страны шли долгие дискуссии
по поводу переноса памятника и перезахоронения останков советских воинов, принимался отдельный закон, его поначалу отказывался визировать президент страны. В общем, процесс был обставлен «глупыми» демократическими формальностями. Памятники воинам Великой Отечественной, видимо, «лучше» сносить по-тихому, безо всяких формальностей, законов и дискуссий, без шума и пыли, как это делают, например, в Химках и Ставрополе.
Подмосковные власти говорят, что со всеми договорились, что памятник поставят на новом месте и что будет он краше прежнего.
Власти Ставрополя утверждали, что памятная стела героям-доваторцам (Герой Советского Союза генерал-майор Лев Доватор -- специально для наших крикунов-пикетчиков, едва ли знающих, кто это такой, -- командовал 2-м гвардейским кавалерийским корпусом, защищал Москву и погиб в конце 1941 года в бою под Рузой) стала слишком ветхой. Так ведь и эстонские власти всего лишь изначально собирались перенести памятник, а не ликвидировать его, и останки перезахоранивают, а не уничтожают. Только они не стали ни с кем закулисно договариваться, а решили уповать на мнение парламента, который проголосовал за перенос.
Ни в Химках, ни в Ставрополе у зданий городских администраций что-то не было видно пикетов «Наших» и «Молодой гвардии», их активисты не называли местные власти «поклонниками Гитлера» и «фашистами». В патриотическом раже наши политики не вспоминают и о том, что до сих пор в самой России найдены и захоронены далеко не все останки павших героев Великой Отечественной. Наконец, в гвалте политической борьбы с "вражеской" Эстонией потонули элементарные и самые разумные в такой ситуации предложения российских политиков -- например, депутата Госдумы Константина Косачева или калининградского губернатора Георгия Бооса -- перенести Бронзового солдата и воинские могилы из Эстонии в Россию.
Не надо бороться с Эстонией под предлогом пренебрежения ею памятью советских воинов. Надо сохранять память о героях в самой России. Не надо наживать политический капитал на криках в адрес совершающей, может быть, далеко не самый мудрый и корректный поступок маленькой страны. Надо думать о своей «великой державе», которая едва ли сделала достаточно для создания нормальных условий жизни, увы, немногим живущим героям той войны и для сохранения памяти о героях павших.
Опять же не российским политикам обвинять другие страны в демонтаже памятников и попытках ревизовать историю -- здесь сносили памятники царям, потом коммунистическим вождям, уничтожали храмы, переписывали историю не раз и не два в угоду действующим правителям. Лучше разбираться с собственной историей и не учить жить Эстонию -- страну несопоставимо более маленькую и слабую, чем Россия.
В истории с Бронзовым солдатом самым главным должен быть сам Бронзовый солдат. Если российским властям действительно так дорог этот памятник, сделайте, чтобы он стоял в нашей стране. Это совсем несложно. Забудьте Эстонию, вспомните Россию.