Время новостей
     N°75, 27 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.04.2007
Из послания президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ
Выборы в Думу
В результате выборов будет объективно определен уровень поддержки народом России проводимого нами с вами курса. Фактически будет решаться вопрос о преемственности государственной политики. Ведь от того, каким станет российский парламент после 2 декабря, прямо зависит исполнение наших стратегических планов.

Напомню, что предстоящие выборы в Госдуму впервые пройдут по так называемой пропорциональной системе. То есть в выборах будут участвовать только политические партии. При этом списки кандидатов распределяются по региональным группам, и граждане будут точно знать, кто именно борется за право представлять их интересы в парламенте.

Как показывает практика, в условиях пропорциональной системы у оппозиции появляется возможность расширить свое представительство в законодательных органах власти. И я легко могу доказать это на примерах, на статистике, точнее. За три года применения этой системы на региональном уровне количество партийных фракций в местных парламентах увеличилось почти в четыре раза. И сегодня они объединяют 2/3 регионального депутатского корпуса.

Добавлю, что при отмене минимального порога явки избирателей (о чем, помнится, мы много спорили) политическая активность не снизилась, а была даже выше, чем в предыдущих избирательных кампаниях.

Убежден, новый порядок выборов не только усилит влияние партий на формирование демократической власти, но и будет способствовать росту конкуренции между ними. А следовательно, будет укреплять и улучшать качество российской политической системы.

Ужесточение ответственности за экстремизм

Не всем нравится стабильное, поступательное развитие нашей страны. Есть и те, кто, ловко используя псевдодемократическую фразеологию, хотел бы вернуть недавнее прошлое. Одни -- для того, чтобы, как раньше, безнаказанно разворовывать общенациональные богатства, грабить людей и государство. Другие -- чтобы лишить нашу страну экономической и политической самостоятельности.

Растет и поток денег из-за рубежа, используемых для прямого вмешательства в наши внутренние дела. Если посмотреть, что происходило в прежние, давние времена, то увидим, что в эпоху колониализма говорили о т.н. цивилизаторской роли государств-колонизаторов. Сегодня на вооружение берутся демократизаторские лозунги. Но цель одна -- получение односторонних преимуществ и собственной выгоды, обеспечение собственных интересов.

Кое-кто не гнушается и самыми грязными технологиями, пытаясь разжечь в нашей многонациональной демократической стране межнациональную и межконфессиональную рознь. В связи с этим обращаюсь к вам и прошу ускорить принятие поправок в законодательство, ужесточающих ответственность за экстремистские действия.

Русский язык и библиотека имени Ельцина

В этом году, объявленном Годом русского языка, есть повод еще раз вспомнить, что русский -- это язык исторического братства народов, язык действительно международного общения. Он является не просто хранителем целого пласта поистине мировых достижений, но и живым пространством многомиллионного "русского мира", который, конечно, значительно шире, чем сама Россия. Поэтому как общее достояние многих народов русский язык никогда не станет языком ненависти или вражды, ксенофобии или изоляционизма.

Считаю необходимым поддержать инициативу российских лингвистов о создании национального фонда русского языка, главными критериями которого должны стать развитие русского языка в стране, поддержка программ его изучения в ближнем и дальнем зарубежье и в целом популяризация русского языка и литературы в мире.

Еще один, крайне важный, аспект. В нашей стране была выстроена в свое время уникальная библиотечная система, равной которой не было в мире. Однако за долгие годы недофинансирования она, надо признать, пришла в упадок. Необходимо на новой, современной основе возродить в стране библиотечное дело.

Мною уже принято решение о создании президентской библиотеки, которая должна стать информационным и связующим звеном для всей библиотечной системы страны. До конца будущего года эта часть проекта должна быть реализована. Предлагаю назвать эту библиотеку именем Бориса Николаевича Ельцина -- первого президента России.

Жилищная стратегия

Реализация нацпроекта "Доступное и комфортное жилье -- гражданам России" привела к значительной активизации строительства во всех областях -- от малоэтажного до комплексной застройки отдельных районов и даже городов.

На повестке дня, таким образом, вплотную встает вопрос о принятии долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан.

Напомню, что, даже развиваясь ускоренными темпами (а ежегодный прирост в отрасли -- рекордный за все последние годы -- составил более 15%), она все равно отстает от стремительно растущих в стране потребностей. О необходимости принятия такой стратегии говорит и тот факт, что даже поставленные в нацпроекте высокие ориентиры -- такие как ввод к 2010 году ежегодно 80 млн кв. метров жилья -- уже не могут удовлетворить потребности современного российского общества. Требуется как минимум предусмотреть этот рост до 100--130 млн кв. метров в год. А по-хорошему -- строить не меньше одного квадратного метра жилья в год в расчете на каждого гражданина России.

Расширяя строительство нового жилья, нельзя забывать и о поддержании в надлежащем состоянии существующего жилищного фонда. Из 3 млрд кв. метров жилого фонда России более половины нуждается в ремонте. Некоторые дома не ремонтировались -- не за последние 15 лет, по 40--50 лет не ремонтировались. Сегодня объем ветхого жилья по стране составляет 93 млн кв. метров, из них аварийного -- более 11 млн кв. метров. Таков масштаб этого, без преувеличения, бедствия. Считаю, что для эффективной работы по реформированию ЖКХ необходимо создать специальный фонд в объеме не менее 250 млрд руб. На программу переселения граждан из аварийного жилья выделить не менее 100 млрд руб. Хочу обратить внимание: это в 20 раз больше, чем в предыдущие годы. На ремонт жилищного фонда направить не менее 150 млрд руб. Ранее из федерального бюджета мы на эти цели вообще не выделяли средств.

Фонд национального благосостояния

Сегодня характер экономических задач требует корректировки функций и структуры стабилизационного фонда при сохранении -- безусловном сохранении -- консервативной финансовой политики. В этой связи мною в бюджетном послании был предложен новый порядок использования финансовых ресурсов, полученных от нефтегазовых доходов. И его конкретные параметры закрепляются в Бюджетном кодексе.

Напомню: все нефтегазовые доходы предполагается разделить на три составляющие. Первое -- это резервный фонд для целей минимизации рисков нашей экономики в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках. А также для поддержания макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией. Что, еще раз подчеркну, напрямую направлено на рост денежных доходов населения.

Второе -- часть нефтегазовых доходов должна идти в федеральный бюджет для выполнения прежде всего масштабных социальных программ. И третье -- фонд будущих поколений, куда будут направляться все остальные нефтегазовые доходы.

Считаю, что средства этого фонда должны идти на повышение качества жизни людей и развитие экономики. Должны работать на улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений. И, конечно, в этой связи более правильно было бы назвать его именно фондом национального благосостояния.

Пенсии

Все громче звучит мнение, что проблемы пенсионного обеспечения в будущем невозможно решить без повышения пенсионного возраста. Обосновывают это расчетами о возможном дефиците пенсионной системы в период 2012--2030 годов в связи с необходимостью индексации базовой части пенсий темпами, превышающими инфляцию, а также в связи со сложной демографической ситуацией. Убежден: если своевременно принять необходимые меры, никаких кризисов пенсионной системы не будет. Считаю также, что в обозримом будущем для повышения пенсионного возраста в нашей стране объективной необходимости нет.

Прежде всего потому, что у нас до сих пор не исчерпаны значительные резервы, позволяющие обеспечить большую наполняемость Пенсионного фонда и покрытие его дефицита. Это вопрос собираемости налогов, вывода из тени зарплат. И прошу правительство принять соответствующие меры.

Кроме того, следует создать систему стимулов, чтобы люди при достижении пенсионного возраста добровольно могли продолжать трудовую деятельность, те, кто хочет это делать. Такое добровольное продолжение трудовой деятельности должно вести в будущем к значительному повышению пенсионных выплат. Считаю, что за период с 2007 по 2009 год увеличение среднего размера пенсий должно составить не менее 65%.

Одновременно с индексацией пенсий необходимо стимулировать и добровольные пенсионные накопления -- очень важный аспект в пенсионных делах. В этой связи предлагаю часть средств фонда национального благосостояния направлять на софинансирование таких добровольных пенсионных накоплений.

По сути, нам предстоит сформировать "пенсионный капитал" граждан. Предлагаю следующий порядок его формирования. На каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина, на его персональный накопительный счет в Пенсионном фонде государство должно добавить еще одну тысячу рублей. И, естественно, для того чтобы эти взносы в течение времени не обесценивались, они должны инвестироваться, обеспечивая необходимую доходность и надежность. Для справедливого распределения средств между разными социальными группами населения прошу правительство определить максимальную сумму такого софинансирования.

В дальнейшем свободные средства фонда национального благосостояния могли бы расходоваться и на покрытие дефицита пенсионной системы, если такой все же возникнет.

Институты развития

Вернусь к вопросу использования средств фонда национального благосостояния. Часть его средств должна направляться на капитализацию институтов развития, прежде всего Банка развития, инвестиционного фонда, Российской венчурной компании и других. Для этого предлагаю уже в текущем году направить 300 млрд руб., предусмотрев в будущем дальнейшие ассигнования на эти цели.

При этом отмечу принципиальный момент: бюджетные средства должны здесь стать не главным источником, а прежде всего катализатором для частных инвестиций.

Энергетика, транспорт

Один из безусловных приоритетов ближайших лет -- это электроэнергетика. Россия уже столкнулась с нехваткой мощностей для дальнейшего роста. Предстоит крупнейшая за последние десятилетия структурная реформа. По сути, речь идет о "второй" масштабной электрификации страны. К 2020 году необходимо увеличить на 2/3 производство электроэнергии в России. Для этого государством и частными компаниями будет проинвестировано порядка 12 трлн рублей.

Еще один элемент инфраструктуры будущего роста -- это эффективная транспортная система. Плохое состояние наших дорог, а порой и само их отсутствие являются серьезным тормозом для развития. Ежегодная сумма экономических потерь оценивается более чем в 3% ВВП. Расходы федерального бюджета на автомобильные дороги с 2005 года практически удвоились. Тем не менее на решение обозначенных мною проблем, не требующих никакого отлагательства, а также на развитие улично-дорожной сети, то есть на благоустройство российских городов предлагаю дополнительно выделить еще 100 млрд рублей.

Договор об обычных вооруженных силах

В 1990 году государства Варшавского договора и НАТО подписали Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Если бы продолжал существовать Варшавский договор, был бы понятен смысл этого документа. Сегодня же это означает лишь то, что на территории собственной страны мы ограничены в вопросах дислокации Вооруженных сил общего назначения. С трудом, с трудом можно себе представить, чтобы, например, Соединенные Штаты Америки ограничивали на таком основании передвижение войск на собственной территории. Вместе с тем Россия не только подписала, ратифицировала, но и на практике выполняет все положения этого договора -- сокращенно ДОВСЕ.

Наши партнеры в данном случае ведут себя как минимум некорректно, добиваясь односторонних преимуществ. Не ратифицируя под надуманным предлогом ДОВСЕ, они используют сложившуюся ситуацию для наращивания возле наших границ системы военных баз. Более того, они еще планируют разместить элементы противоракетной обороны в Чехии и Польше. А такие новые страны НАТО, как Словакия и государства Прибалтики, например, несмотря на предварительные договоренности с альянсом, вообще не присоединились к ДОВСЕ. Что создает для нас реальные опасности с непредсказуемыми сюрпризами.

В этой связи считаю целесообразным объявить мораторий на исполнение Россией этого договора. До тех пор, пока все страны НАТО без исключения не ратифицируют его и так, как это сегодня фактически в одностороннем порядке делает Россия, не начнут его строго исполнять. Пора наконец и нашим партнерам не на словах, а на деле внести свой вклад в сокращение вооружений.

Последнее из восьми посланий

Весной следующего, 2008 года истекает срок моих президентских полномочий. И следующее послание Федеральному Собранию будет делать уже другой глава государства.

В связи с этим, конечно, многие наши коллеги ожидали, что сегодняшнее послание будет посвящено главным образом подведению итогов работы, нашей общей с вами работы с 2000 года, будет посвящено оценкам этой работы. Предполагали услышать философское оформление рекомендаций на будущее. Однако, думаю, нам с вами давать оценки собственной деятельности здесь неуместно, а мне выступать с политическими завещаниями преждевременно.

Правда, думать о будущем, конечно, нужно всегда. А у нас с вами в России есть еще такая старинная русская забава -- поиск национальной идеи. Это что-то вроде поиска смысла жизни. Занятие в целом небесполезное и небезынтересное. Этим можно заниматься всегда и бесконечно. Не будем сегодня открывать дискуссию по этим вопросам.

Фактически в каждом из моих восьми посланий Федеральному Собранию давалась не только оценка ситуации в стране и ее положения в мире, но и определялись приоритеты, в том числе и долгосрочные приоритеты в социальной сфере, в экономике, во внешней и внутренней политике, в области безопасности и обороны. По сути, это и есть, может быть, неполный, но все-таки достаточно конкретный и основательный, концептуальный план развития России. Его выполнение потребует созидательной работы всего общества, потребует огромных усилий и огромных финансовых ресурсов.




Цена президентского слова

В своем послании Федеральному Собранию Владимир Путин предложил направить в ближайшие годы:
на улучшение качества жизни в субъектах федерации в 2007 году 153 млрд рублей;
в 2008 году 200 млрд рублей;
на реформирование ЖКХ 250 млрд рублей;
на программу переселения граждан из аварийного жилья 100 млрд рублей;
на ремонт жилищного фонда 150 млрд рублей;
на автомобильные дороги и улично-дорожную сеть 100 млрд рублей;
на капитализацию институтов развития (Банка развития, инвестиционного фонда, Российской венчурной компании и других) 300 млрд рублей;


на материально-техническое, кадровое и организационное обеспечение создаваемой Российской корпорации нанотехнологий -- 130 млрд рублей;
на программу фундаментальных исследований (в 2008 году) 48млрд рублей;
на научные центры 33млрд рублей.


Итого за 1 час 16 минут главой государства подтверждено выделение 1 трлн 464 млрд руб. Средняя скорость распределения средств составила 19,263 млрд рублей в минуту.

//  читайте тему  //  Телеконференции и обращения Путина