Только усилением мер безопасности проблему международного терроризма не решить. Об этом вчера говорили участники международной конференции по вопросам мира и толерантности, состоявшейся в Киеве благодаря усилиям межконфессиональной ассоциации «Шаг к единству» и Международного фонда за демократию (его штаб-квартира находится в Вашингтоне). Главная идея: доказать, что «столкновения цивилизаций» не существует. Для этого в диалоге между представителями иудаизма, христианства и ислама должны участвовать не только духовные лидеры, но и политики и бизнесмены, о чем свидетельствовал состав участников вчерашнего мероприятия.
«В иудаизме существует двести имен Бога. Одно из них Шалом -- «мир». Когда мы здороваемся, то произносим именно это слово. Это у нас арабы потом заимствовали свое приветствие «ас-салям алейкум». Бог милосерден. И быть милосердными -- в традиции иудаизма», -- сказал главный раввин Израиля Йона Мецгер. Он указал на важность системы образования: «В некоторых арабских школах распространяются учебники, где героями называются шахиды, то есть смертники, убивающие вместе с собой других людей. Вот это и порождает экстремизм. В словах великая сила. Гитлер тоже начинал с речей, со слов».
На это бывшая премьер-министр Пакистана, проживающая ныне в Эмиратах лидер пакистанской оппозиции
Беназир Бхутто заметила: «Фанатики, прикрывающиеся исламскими лозунгами, представляют среди мусульман меньшинство». Проблему она видит в сознательной политике властей некоторых стран. В интервью «Времени новостей» г-жа Бхутто обрушилась с критикой на пакистанского президента генерала
Первеза Мушаррафа и обвинила его в «попустительстве экстремизму». В защиту мусульман выступил и президент Международного фонда за демократию, известный бизнесмен Фаттах Шодиев: «Экстремизм -- это не подлинный голос ислама. Истинный ислам -- религия неприятия крайностей».
Бывший министр внутренней безопасности США Том Ридж, в недавнем прошлом советник президента Буша, признал, что «и среди христиан немало нетерпимых», а ведь «насилие во имя религии недопустимо». Правда, как полагается американцу и к тому же бывшему военному, он тут же высказался в том смысле, что добро должно быть с кулаками: «Во времена кризисов нет места нейтралитету. Надо четко занимать сторону добра».
Так какое оно, лекарство от экстремизма? Участники конференции сошлись в том, что это умение разговаривать с оппонентами, распространение демократии и общечеловеческих ценностей, а также правильное образование.