Правительство Эстонии вчера на рассвете приступило к реализации своего плана по демонтажу памятника советскому Воину-освободителю в центре Таллина на площади Тынисмяги. Эстонский спецназ в масках вытеснил с площади и прилегающих улиц активистов общественных организаций, выступавших против ликвидации памятника и перезахоронения останков советских воинов. После этого вокруг сквера у Бронзового солдата установили металлическое заграждение, а над братской могилой возвели шатер, чтобы скрыть ход раскопок. До вчерашнего вечера была неизвестна судьба активистки общественной организации «Ночной дозор» Ларисы Нещадимовой, задержанной эстонской полицией. В ходе операции она была избита резиновой дубинкой и получила травму головы.
Накануне премьер-министр Эстонии Андрус Ансип подтвердил: «Раскопки начнутся в ближайшее время и займут не менее двух недель. Если археологи найдут там что-то средневековое, то и три-четыре месяца». «Так что солдат будет стоять там и восьмого, и девятого мая. В такой короткий срок невозможно закончить эти работы», -- добавил он. Эстонский премьер подчеркнул, что 9 мая никакого возложения цветов к монументу советским воинам не будет. Он также пообещал, что участок, на котором сейчас стоит памятник, не будет пустовать -- «теперь там предлагают построить фонтан, новый мемориал или что-то еще».
Напомним, что комиссия по воинским захоронениям при министерстве обороны Эстонии еще в марте
рекомендовала перезахоронить на Таллинском военном кладбище останки советских воинов, покоящиеся у памятника Воину-освободителю. Члены комиссии считают, что «покой похороненных на холме Тынисмяги не обеспечен должным образом». Министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо 18 апреля подписал приказ о начале раскопок.
Намерение эстонских властей демонтировать памятник советскому Воину-освободителю встречает все более жесткую реакцию со стороны России. Глава российского МИДа Сергей Лавров назвал «кощунственным» «решение о перезахоронении останков воинов, спасавших Европу от фашизма». «Мы уже высказывались о тех серьезных последствиях, которые подобные акции, если они состоятся, будут иметь место не только для российско-эстонских отношений, но и для всей послевоенной Европы», -- предупредил министр.
«К сожалению, все последние месяцы в защиту памятника 13 погибшим советским воинам в Таллине выступала только Россия», -- напомнил в беседе с «Временем новостей» один из лидеров русской общины в Эстонии, руководитель местной Лиги защиты русских Михаил Петров. «Даже такие бывшие советские республики, Украина и Белоруссия, понесшие большие жертвы в войне против фашизма, в этом вопросе не спешили высказывать своей позиции. Это связано с тем, что эстонские власти предусмотрительно предъявляют свои надуманные претензии по поводу различных аспектов «советской оккупации» исключительно к России. Между тем в СССР входили и другие ныне независимые республики, которые сегодня просто отмалчиваются, -- отметил г-н Петров и добавил: -- Если у Эстонии есть претензии к Советскому Союзу, то пусть она предъявляет их не только к России, но и к другим республикам бывшего СССР».
Впрочем, принципиальная позиция России в защиту Бронзового солдата, похоже, начинает обретать поддержку в СНГ. Российский МИД вчера обнародовал заявление, принятое накануне рядом делегаций, участвовавших в заседании совета министров иностранных дел стран СНГ в Астане. В документе, подписанном руководителями делегаций Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, России и Узбекистана, выражается глубокая озабоченность «в связи с планами правительства Эстонии по переносу захоронения воинов различных национальностей, отдавших свои жизни за освобождение Европы от фашизма, и демонтажу памятника Солдату-освободителю в Таллине». «Рассчитываем, что правительство Эстонии проявит уважительное отношение к истории и памяти павших воинов», -- говорится в заявлении.
Однако глава эстонского правительства не просто игнорировал критику со стороны России, но и своими заявлениями подливал масла в огонь. В кругу своих единомышленников-националистов премьер Андрус Ансип высказывается откровенно. Выступая на днях в парламенте, он заявил, что вообще доподлинно неизвестно, имеется ли около памятника захоронение. Но если это и так, продолжал премьер, то относительно происхождения могилы якобы существуют три версии: на Тынисмяги были похоронены либо «советские солдаты, которые, будучи пьяными, попали под свой танк», либо «расстрелянные мародеры», либо даже «скончавшиеся пациенты из расположенной неподалеку больницы».
По данным же военного командования бывшего СССР, в братской могиле на Тынисмяги покоятся останки 13 советских солдат, погибших при освобождении Таллина от немецко-фашистских захватчиков 21--22 сентября 1944 года. В 1947 году рядом с местом захоронения был установлен монумент. Его авторы -- эстонцы: скульптор Энн Роос и архитектор Арнольд Алас.
Есть ли у России реальные методы воздействия на Эстонию? Первый вице-премьер российского правительства Сергей Иванов на днях напомнил, что «на российском рынке есть достаточно много кисломолочных продуктов, сделанных в Эстонии, значит, не надо их покупать». Заодно он призвал россиян проводить отпуск не в Эстонии, а в Калининграде.
«Бойкот произведенных в Эстонии продуктов питания действительно может стать эффективным средством воздействия на власти страны. Однако для этого к аналогичным мерам должно прибегнуть население самой республики, недовольное действиями правительства. Даже такая мера, как массовый отказ от потребления эстонского пива, водки, рыбных, молочных и других скоропортящихся продуктов всего на несколько дней, не пройдет для экономики страны незамеченной», -- полагает Михаил Петров. Что же касается более жестких мер по финансово-экономической блокаде Эстонии, то и Россия, и тем более Евросоюз на них вряд ли пойдут, считает собеседник «Времени новостей». «Эстонское правительство не случайно действует в полном соответствии с формулой «нам за это ничего не будет», -- уверен он. -- Против реальных экономических санкций со стороны России могут выступить российские олигархи, использующие Эстонию в качестве стиральной машины для отмывания грязных денег».
Евросоюзу же мешают отреагировать на действия Таллина тесные связи Партии реформ премьера Ансипа со структурами ЕС. «Они значительно окрепли благодаря работе с 2004 года в Евросоюзе в качестве комиссара по административным и кадровым вопросам бывшего председателя партии и экс-главы эстонского правительства Сийма Калласа. И сегодня эти связи продолжают развиваться», -- свидетельствует г-н Петров.