Медицинские и биологические отходы представляют все большую опасность для населения крупных городов России: никто не знает, сколько их на самом деле, как и где они хранятся. При этом наибольшую опасность для окружающей среды представляют не пластиковые упаковки медикаментов и не одноразовые шприцы (на специальных полигонах их скопилось несколько миллионов тонн), а мертвые человеческие тела и отдельные ткани. Вчера на «круглом столе» в Совете Федерации ученые и чиновники фактически признали, что зачастую не соблюдаются элементарные гигиенические нормы захоронения, а излишки пепла, остающиеся в крематориях, просто выбрасывают куда придется. Помимо вреда для здоровья живых граждан
такое положение загробных дел является серьезным препятствием и для вступления России во Всемирную торговую организацию. Страны -- участники ВТО обязуются соблюдать весьма строгие правила утилизации биологического материала и отходов медицины. Соблюдение их в первую очередь подразумевает миллионные затраты на современные технологии уничтожения и захоронения. Поэтому отечественному здравоохранению в самое ближайшее время придется завести дополнительную статью расхода «на выброс».
«После того как человек умирает, он тоже переходит в отходы», -- сразу перешел к теме собрания специалист Института экологии человека и гигиены окружающей среды имени Сысина Александр Кряков. По данным этого НИИ, в крупных российских мегаполисах из-за плотности населения возникают серьезные проблемы с погребением. Новые захоронения часто делают в старые могилы с интервалом всего в несколько лет, не выжидая положенный по закону 20-летний срок. Подобная практика приводит к накоплению в почве продуктов разложения (чаще всего фенолов) с последующим попаданием их в грунтовые воды. Участники вчерашнего «круглого стола» видят выход в популяризации кремирования в широких массах. Но с учетом того, насколько легко в нашей стране нарушаются всевозможные нормы и правила, увеличение объемов кремации может оказаться даже опаснее традиционных захоронений. «Влияние отечественных крематориев на окружающую среду вообще не изучено», -- говорят ученые. «В урне, которую получают родственники, находится, наверное, тысячная часть праха, а где все остальное? Либо закапывают, либо просто выбрасывают», -- считает г-н Кряков.
Для наведения порядка в области утилизации биологических и медицинских отходов комиссия при Совете Федерации намеревается выработать целый ряд законодательных инициатив. К ее работе уже привлекли практиков, представителей компаний, бизнес которых связан с утилизацией. «Мы перевели с английского и немецкого более ста документов, определяющих нормы обращения с отходами на Западе, -- рассказал руководитель ОАО «СИС -- Натуральные ресурсы» Александр Ершов. -- Уже разработаны и испытаны три технологии уничтожения биологических отходов, которые мы скоро будем продавать заинтересованным организациям». Самый дешевый из них -- тоннельная технология, всего 5 руб. за килограмм. Услуги печей вихревого сжигания, в которых используется авиационная технология, стоят до 100 руб. за тот же объем уничтоженных отходов. Самая дорогая технология -- это сжигание с помощью порошка магния. Ее преимущество в том, что посыпать и поджечь магний можно в любом месте, которое годится для крупных скоплений биологического «утиля», однако один килограмм порошка стоит примерно 7 долларов.
В отличие от биологических отходов медицинский мусор можно успешно перерабатывать, что уже практикуется во многих городах страны. «У нас в Иркутской области уже не найдешь шприц в подъезде, бомжи все аккуратно собирают и сдают», -- делились опытом представители этого региона. За год только в Иркутской области выбрасывают 23 млн одноразовых шприцев. Общий объем «мусора» российских лечебно-профилактических учреждений превышает 230 тыс. тонн в год. По подсчетам экспертов, только на полной вторичной переработке всех шприцев в стране ежегодно можно было бы экономить до 129 млн рублей.