|
|
N°75, 27 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Емко и тихо
Политики и политологи оценили последнее послание президента
Владимир КАТРЕНКО, вице-спикер Госдумы, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия»:
-- Наиболее важной и принципиальной идеей послания я считаю то, что в нем президент уделил особое внимание традиционным, базовым моральным ценностям, выработанным российским народом за тысячелетия его истории. Именно они должны быть опорой государственной власти, на эти ценности необходимо ориентироваться, принимая важнейшие для страны решения. Президент говорил о необходимости доходы от нефти и газа использовать таким образом, чтобы это вызывало оживление не только в социальной и экономической сфере, но и формировало фонд национального достояния, который предполагается использовать для человека, на повышение качества его жизни, образования, здоровья.
Александр БАБАКОВ, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме:
-- Президент в послании затронул большой блок вопросов, начиная от проблем нравственности и заканчивая проблемами нашего позиционирования на международной арене. В частности, вопросы нашего военного сотрудничества со странами Европы. Принципиальным является то, что президент четко сказал: у России есть определенные успехи в области экономики, но мы эти успехи должны проанализировать с точки зрения расходования средств. Были названы конкретные цифры, которые надо направлять на дальнейшее развитие национальных проектов, в частности в сельском хозяйстве, жилищном строительстве. Цифры, которые были озвучены, впечатляют. Я считаю, что это будет способствовать очень серьезному толчку в деле жилищного строительства, и, главное, в решении проблемы ветхого жилья.
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, вице-спикер Госдумы, лидер ЛДПР:
-- Своим посланием Федеральному Собранию президент по-русски четко и окончательно поставил точку в дискуссиях относительно возможности его третьего срока на этом посту. В целом послание хорошее: емкое и тихое, без всяких перекосов. Вот так должна страна жить и развиваться. Единственное положение послания, с которым я не согласен, это предложение установить десятилетний срок оседлости для выдвижения сенаторов от того или иного региона -- в этом я усматриваю определенное крепостничество. Президент объявил мораторий на исполнение ДОВСЕ, и я хочу подчеркнуть, что мы не выходим из договора, но пусть другие страны его хотя бы ратифицируют. А президент еще раз показал, что Россия нейтральная страна. Ни с кем воевать никогда не будем, нигде наши солдаты погибать не будут, никаких революций не будет, мы еще жестче сделаем закон о борьбе с экстремизмом. Главная проблема на сегодня -- это фракция КПРФ. Они не встали, когда вся палата встала в память об ушедшем из жизни первом президенте России, и сейчас в Кремле, когда действующий глава государства попросил встать, почтить, они снова не встали. Я бы на месте президента их выгнал из зала. А на месте генпрокурора обратился бы в суд о запрете участия КПРФ в выборах в Госдуму.
Константин КОСАЧЕВ, председатель комитета Госдумы по международным делам, депутат фракции «Единая Россия»:
-- Россия была одним из четырех государств, которые ратифицировали ДОВСЕ наряду с Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Наша ратификация адаптированного ДОВСЕ в 2004 году ничего не изменила с точки зрения юридической силы этого документа, он в силу не вступил потому, что его не ратифицировало необходимое большинство государств-участников. Таким образом, наше исполнение обязательств по договору всегда носило добровольный характер. Напомню, что эти обязательства касались пяти категорий обычных вооружений, по которым устанавливались потолки: это боевые самолеты, боевые вертолеты, танки, бронемашины и артиллерия, а также численность персонала военнослужащих. К сожалению, в последние годы соблюдение обязательств по договору нашими партнерами стало все больше подвергаться сомнению. Ярким примером явилась передислокация существенной части американских обычных вооружений и вооруженных сил из Германии в другие европейские государства. В частности, в Болгарию и Румынию, что, очевидно, выходит за фланговые ограничения, которые прописаны в договоре. И в этих условиях оставаться фактически единственным государством, которое соблюдает договор де-факто, для России никакого смысла не имеет. Поэтому объявленное президентом решение о моратории на исполнение обязательств мне представляется своевременным и правильным шагом. По сути, это решение будет означать, что в дальнейшем в плане собственного военного планирования и размещения соответствующих вооруженных сил и обычных вооружений на нашей европейской части будем исходить не из каких-то существующих де-юре или де-факто договоренностей с партнерами, а из наших собственных национальных интересов.
Иван МЕЛЬНИКОВ, первый заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы:
-- Считаю, что в целом послание получилось насыщенным и интересным. В то же время сложилось впечатление, что при написании этого послания поставщиком тем для президента стала оппозиция. Такое ощущение, что власти «держали» некоторые темы для этого года. Специально хотели озвучить некоторые очевидно верные идеи, о которых оппозиция, КПРФ, говорят давно, именно в этот год. И многие наши ключевые требования фактически выпущены из клетки.
Но озвученное не значит реализованное. Так, правильная задача, что стабилизационный фонд не может лежать мертвым грузом, верно, что надо развивать инфраструктуру, нанотехнологии. Вопрос в другом: способны ли созданные за годы нынешней власти экономические механизмы в существующей экономической атмосфере решать эти задачи? Или это будет неэффективное вложение государственных средств. А если сказать жестче, то значительная часть будет разворована, а привлечение бизнеса повлечет за собой новые сюжеты передела собственности.
Предложения по модернизации электроэнергетики, водного комплекса, железных дорог, строительства новых дорог, аэропортов действительно серьезные, масштабные. Мы всегда говорили о необходимости стимулирования собственной экономики, о крупных стратегических инвестициях в реальный сектор, который должен дать темпы для естественного роста экономики. Что касается социальной сферы, этот блок гораздо слабее экономического блока. Много внимания уделено очень больной проблеме: строительству жилья. Приведены цифры. Цифры, может, и правильные, но они мало повлияли на улучшение жилья для большинства. Ведь темпы строительства определяются сегодня строительством недоступного элитного жилья.
Алексей МАКАРКИН, заместитель директора Центра политических технологий:
-- Планы в такого рода посланиях не могут не быть амбициозными. Реализация этих планов будет сильно зависеть от двух обстоятельств -- мировой конъюнктуры цен на энергоносители и уровня коррупции в государственном аппарате. Если цены на нефть упадут, президент может оказаться в ситуации Михаила Горбачева, который предлагал амбициозные проекты, и эти проекты были погребены под руинами советской экономики. А при общей слабости наших медийных, общественных институтов, законодательной власти возможности коррупции резко увеличиваются. Потому что коррупцию некому становится контролировать.
У меня такое ощущение, что Владимир Путин озвучил программу для нескольких своих преемников, которые последовательно, видимо, будут сменять друг друга у власти. Это программа на несколько президентских сроков. Связано это с тем, что Путин в той системе, которую сформировал, хочет выполнять две функции -- арбитра, который будет урегулировать конфликты между различными кланами, и стратега, который определяет основные направления развития страны.
Неделю назад появлялась информация, что послание будет «проивановским». На самом деле «медведевская» сфера ответственности упоминалась довольно часто и очень высоко оценивалась эффективность национальных проектов. И все это из уст президента, который не склонен к большим комплиментам. Хотя были и вполне «ивановские» темы в послании. Я думаю, что Владимир Путин для себя уже выстроил какую-то конструкцию, но не обнародует ее, потому что тогда сразу станет "хромой уткой".
Валерий ХОМЯКОВ, председатель Совета по национальной стратегии:
-- Многие ожидали, что послание станет политическим завещанием президента, хотя Владимир Путин и говорил, что это не так, и, судя по всему, он не собирается уходить из политики. Тем не менее во многом те проблемы, которые он обозначил, являются насущными для страны. Это было послание не столько нынешнему, тоже уходящему Федеральному Собранию, сколько всей российской власти.
В послании были обозначены контуры преемственности. Президент давно говорил о преемственности, а тут он обозначил, в чем видит эту преемственность. Речь шла не столько о людях, которые будут реализовывать планы, а о курсе страны на ближайшее будущее. Причем помешать реализации этих планов может только революция. Но надеюсь, что до революции дело не дойдет, власть осознает опасность и не допустит этого. Для того чтобы уберечь страны от революции, нужно не только махать дубинками на Пушкинской площади, а сделать максимально прозрачными и честными выборы. Чтобы никто не сказал, что Дума и президент не совсем легитимны.
Дмитрий ОРЕШКИН, руководитель группы «Меркатор»:
-- Сложилось такое ощущение, что как минимум президент не собирается уходить слишком далеко от власти. Потому что неприлично давать такие конкретные и жесткие указания на долгое время и при этом уходить из власти. Наверное, он какую-то позицию в высшем руководстве страны для себя выбрал. Не может же он провозгласить ценности и задачи, а потом устраниться. То есть решать поставленные задачи будет, видимо, и сам Путин.
Меня несколько насторожил советский стиль послания. Что государство должно сделать то-то, выделить столько-то денег. То есть универсальное решение проблемы -- создание органа для решения этой проблемы. Ощущение, что ситуация вернулась в 70-е годы, когда экономика функционирует, производит много денег и главный вопрос, как ими распорядиться. Схема растущего государственного участия, которое подразумевает рост чиновничьего аппарата, показывает, что все больше человеческий ресурс будет отвлекаться в сторону государственного менеджмента. Будет разрастаться чиновничий аппарат, будет происходить дальнейшее сращивание бизнеса и власти. Отсюда следует рост коррупции и снижение эффективности всей экономики.
Записали Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА, Дарья ГУСЕВА