Члены кабинета министров сами не верят, что им удалось завершить бюджетный процесс
в рекордно короткие сроки, до 30 апреля (в прежние годы бюджет заканчивали верстать в августе), дня внесения основного экономического закона в Думу. Уникальность бюджета-2008 хвалил
на вчерашнем заседании кабинета министров премьер Михаил Фрадков: бюджет рассчитан на три года вперед и
построен по новому принципу, когда разделены нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.
По мнению г-на Фрадкова,
сформированный основной экономический закон страны можно полностью считать президентским. «Внимание его (Путина. --
Ред.) не ослабевало, ежедневно он занимался этой проблемой с карандашом в руках, рассчитывал цифры, формулировал приоритеты», -- раскрыл секрет успеха премьер. Видимо, именно поэтому проект бюджета-2008, как заявил на заседании правительства министр финансов Алексей Кудрин, «не потребует пересмотра основных показателей в связи с оглашенным вчера утром президентским посланием». Буквально «все включено»: и расходы на ЖКХ, и на дороги, и на национальное благосостояние, и на нанотехнологическую корпорацию. Владимир Путин, когда "с карандашом в руках" рассчитывал цифры бюджета, очевидно, все знал о сути послания и, наоборот, работая над посланием, переводил идеи в миллиарды рублей в конкретные бюджетные строки.
Тем не менее, не трогая проект бюджета-2008, Михаил Фрадков все-таки поручил отдельно отреагировать на президентское послание министру экономического развития Герману Грефу. К 24 мая МЭРТ должен составить комплексную программу по реализации задач, поставленных президентом. «Эта программа, за которую мы все с вами в ответе. И высокая степень ответственности не зависит от того, сколько кому отведено работать на своих постах», -- подчеркнул премьер, давая понять коллегам, «что не портфелем единым жив член кабинета». И призвал начать трудиться «по горячим следам».
Желание поделиться нефтегазовыми доходами через экономику с населением, которое прослеживается в трехлетнем бюджете, на первый взгляд, покрывает многие его изъяны. Однако заметное смягчение кредитно-денежной политики, рост непроцентных расходов не только в объеме, но и по темпам вряд ли могут обмануть искушенных. Два макроэкономических показателя, всерьез влияющих на наше благосостояние, продолжают оставаться в зоне риска: инфляция и чрезмерное укрепление рубля. Алексей Кудрин заявил, что после успешного первого квартала в апреле опять случился инфляционный всплеск -- 0,6% по сравнению с 0,4% в апреле 2006 года. Хотя главный финансист верит, что правительство еще может вписаться в целевой показатель инфляции -- 8% по итогам года.
«Идет могучая дедолларизация экономики, а это значит, что растет спрос на деньги. Люди рванули в рубли, что поможет связыванию этих самых рублей. И соответственно выходу на запланированный показатель по инфляции», -- сказал г-н Кудрин. А вот побороть продолжающееся укрепление реального эффективного курса рубля наш министр финансов не берется. И не верит в способности Центрального банка это сделать. «Не ЦБ, а мы с вами принимаем такие решения, которые существенно влияют на укрепление рубля», -- пояснил министр финансов.
Глава Банка России Сергей Игнатьев, представляя на заседании основные направления кредитно-денежной политики на будущий год, посоветовал членам кабинета «всегда задумываться над последствиями своих решений». Пока он надеется, что в этом году рубль укрепится всего на 4--5% (в 2005 году было 10,5%). Однако на будущий, 2008-й, глава ЦБ даже не берется дать четкий прогноз и называет лишь интервал «укрепления» -- от 0 до 10%. Честно признается, что не знает.
При этом г-н Игнатьев называет и причины своего «незнания». Если будет принято решение об увеличении бюджетных расходов и повышении регулируемых государством цен, укрепление может докатиться до максимального показателя. Если же правительство останется в рамках базового сценария социально-экономического развития, рубль «потяжелеет» всего на 3%. А если учесть, что мы вступаем в пору политического управления бюджетом, федеральных выборов -- парламентских и президентских, финансовым властям страны незачем делать вид, что они в силах удержать даже «смягченную» кредитно-денежную политику, не превратив ее в пластилиновую.
Заострять дискуссию на «непродуманных решениях» члены кабинета не стали. Одобрили и бюджет, и кредитно-денежную политику. За два дня обещали внести поправки и сдать основной закон депутатам не позднее полуночи понедельника, 30 апреля.