Намеченная на 3--4 мая
международная конференция по Ираку на уровне министров иностранных дел в египетском курорте Шарм-эль-Шейх может открыть новую страницу в отношениях между Западом и Ираном. Об этом свидетельствует вчерашнее заявление президента США Джорджа Буша. В интервью телекомпании «Пи-би-эс» он подтвердил, что в рамках форума возможна встреча американского госсекретаря Кондолизы Райс и главы МИД Ирана Манучера Моттаки. Отвечая на вопрос телеведущего, могут ли главы американской и иранской дипломатии провести двустороннюю беседу, президент Буш ответил: «Они могут, они могут».
Вместе с тем
президент США отверг возможность личной встречи с иранским президентом Махмудом Ахмадинежадом. «Я не готов вести с иранцами двусторонние переговоры», -- подчеркнул Джордж Буш. Да и тематика возможной встречи Райс с Моттаки, по его словам, должна быть связана исключительно с Ираком. Напомним, что Вашингтон обвиняет Иран в финансировании и подготовке иракских шиитских боевиков.
Идея двусторонней американо-иранской встречи на высоком уровне появилась в письме, которое иранский президент направил своему американскому коллеге в мае 2006 года. Ахмадинежад предложил Бушу сесть за стол переговоров без предварительных условий, чтобы обсудить и иранскую ядерную проблему, и глобальные вопросы. Президент США тогда отмолчался. Госдеп сообщил, что в Вашингтоне не рассматривают письмо Ахмадинежада всерьез, ибо в нем не говорится о приостановке обогащения урана, на чем настаивает мировое сообщество. Да и Кондолиза Райс неоднократно заявляла, что США сядут за стол переговоров с иранцами только в том случае, если Тегеран приостановит деятельность в ядерной области.
Однако уже год назад было понятно, что все западные предложения о техническом сотрудничестве, поставках запчастей для самолетов и других видах помощи иранское руководство не променяет на уникальный шанс стать ядерной державой.
Что же изменилось за прошедший год? Совбез ООН
в декабре 2006 и
марте 2007года принял две резолюции о введении против Ирана экономических и дипломатических санкций. Всякий раз США настаивали на максимально жестких мерах -- и всякий раз Россия спасала иранцев от излишнего, по мнению Москвы, поражения в правах. При этом Иран явно не собирался выполнять ни первую, ни вторую резолюцию.
Тегеран готов к всеобъемлющим переговорам и с США, и с Евросоюзом, однако без предварительных условий. И похоже, Запад пошел на попятную. Вчера в Турции прошла очередная встреча главных переговорщиков по иранскому атому -- секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани и верховного представителя Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы. Накануне в Тегеране напомнили, что не может быть и речи о приостановке Ираном работ по обогащению урана. В Брюсселе же не исключили возможность продвижения вперед. По словам одного из европейских дипломатов, в Брюсселе отдают себе отчет, что Иран никогда не согласится полностью заморозить обогащение урана. Потому предметом дальнейших переговоров может стать «новая трактовка обогащения», позволяющая Тегерану частично сохранить свою ядерную программу, правда, без реального обогащения урана.
В США также заметны колебания. Пресс-секретарь госдепа Шон Маккормак по-прежнему уверяет журналистов, что США не рассматривают «любые предложения, которые могут позволить иранцам продолжить какую-либо деятельность в области обогащения урана». Однако пожелавший сохранить анонимность высокопоставленный американский чиновник подтвердил агентству Ассошиэйтед Пресс, что позиция Вашингтона по Ирану стала более гибкой. По его словам, «прямые американо-иранские переговоры могут состояться при соблюдении меньших требований».
Заметное
смягчение позиции США и Евросоюза может быть связано как раз с реальными успехами Ирана в ядерной деятельности и с очевидной тщетностью расчетов на его скорый отказ от ядерных технологий. На днях Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) подтвердило, что Иран начал производство ядерного топлива. Информация была получена во время очередной инспекции экспертами МАГАТЭ завода в Натанзе, где уже установлено более 1300 центрифуг для обогащения урана.
К сообщениям экспертов МАГАТЭ мир должен отнестись со всей серьезностью, считает президент российского Института стратегических оценок Александр Коновалов. В беседе с «Временем новостей» он высказал мнение, что установка новых центрифуг свидетельствует о том, что Иран не намерен сворачивать или хотя бы приостанавливать свою ядерную программу. «Для производства ядерного топлива в промышленных целях необходимо существенно меньше центрифуг, чем для производства оружия, для которого требуется более высокая степень обогащения урана и, соответственно, больше циклов и центрифуг. Тысячи таких установок уже позволяют говорить, что Иран по крайней мере задумывается над тем, чтобы обогащать уран до значительно более высоких величин, чем это нужно для атомных электростанций», -- считает эксперт.