Время новостей
     N°74, 26 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.04.2007
Закон неизвестного автора
Дмитрий Медведев объявил войну отраслевому лоббизму
Во вторник первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву представилась возможность проявить себя не только в качестве куратора нацпроектов, но и в роли юриста-теоретика. Замглавы правительства, окончивший юрфак ЛГУ и являющийся главой попечительского совета Ассоциации юристов России, решил дать оценку современному отечественному законодательству. Лучшим образчиком законотворческой деятельности последних лет г-н Медведев, судя по всему, считает Гражданский кодекс, написание и принятие которого заняло полтора десятилетия (четвертая часть ГК вступает в силу лишь с 1 января 2008 года). По мнению первого вице-премьера, раздел кодекса, касающийся международного частного права, «не хуже шведского и германского аналогов», а нормы, регулирующие отношения в сфере интеллектуальной собственности, и вовсе практически нигде в мире не собраны воедино.

Дмитрий Медведев дал понять коллегам-юристам, что ГК, эта «экономическая конституция России», смотрится особенно выигрышно на общем фоне российского законодательства. «Качество законодательства начала 90-х годов было просто удручающим, -- заявил он. -- Сегодня мы имеем достаточно неплохо отработанную процедуру принятия законов, которая не дает сбоев, которая позволяет проанализировать те или иные нюансы по поводу рассмотрения. Но когда мы говорим о том, кто готовит тот или иной документ, то, к сожалению, очень часто законопроекты готовятся за немалые деньги малоизвестными людьми или небольшими структурками».

В конкретику вице-премьер вдаваться не стал, однако его заявление можно рассматривать как объявление войны отраслевому лоббизму с одной стороны, а с другой -- как призыв к судьям активнее вмешиваться в законотворческий процесс. По словам г-на Медведева, «провести серьезную апробацию законопроектов чиновники из министерства-заказчика в большинстве случаев не в состоянии», поэтому законопроекты приходится доводить до ума, что требует «титанических усилий юристов правительства, государственно-правового управления президента, депутатов и членов Совета Федерации». «Концептуальная переделка таких документов представляется крайне сложной: или нужно «рубить» законопроект в целом, или заниматься его филигранным совершенствованием, -- пояснил первый вице-премьер. -- Авторы подобных законопроектов не несут никакой моральной ответственности, так как имена разработчиков мало кому известны».

Г-н Медведев вновь сделал акцент на отличии документа, подготовленного учеными-цивилистами (специалистами по гражданскому праву) и практикующими юристами, от законопроектов, изготовленных в интересах конкретных ведомств: «Гражданский кодекс -- это не Священное Писание, но трогать ГК можно только в том случае, когда без этого обойтись нельзя». Но, сделав комплимент правоведам, Медведев тут же заявил, что «при всех многочисленных достоинствах кодекса не следует забывать, что его первая и вторая части разрабатывались в те годы, когда Россия только делала первые шаги по пути рыночного развития». Теперь же, «когда в стране реализован ряд серьезных экономических проектов, реализуются социальные программы, мы должны заниматься совершенствованием ГК».

Куратор нацпроектов, безусловно, имел в виду свою «епархию». Так, первый вице-премьер посетовал на то, что «до сих пор у нас нет ясности и полноты в законодательстве о залоге, что тормозит развитие ипотечного кредитования». По его мнению, закон об ипотеке от 1996 года и действующее законодательство о залоге не соответствуют нынешним экономическим реалиям. Кроме того, Дмитрий Медведев раскритиковал разработчиков законопроектов, которые пытаются слепо копировать зарубежное законодательство. «Нельзя признать разумными попытки списать ипотечное регулирование из правовых систем других стран, которые не состыкуются с нашими условиями», -- подчеркнул г-н Медведев, напомнив, что в России до сих пор не очень эффективно используется «бесценный потенциал, который накоплен судебным опытом».

Михаил МОШКИН