Глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин предлагает усовершенствовать надзор за российскими финансовыми рынками, координируя деятельность всех регуляторов. Об этом он заявил вчера на конференции «Российский фондовый рынок: 2007 год -- время качественных изменений». По мнению г-на Вьюгина, Банк России, ФСФР, Федеральная служба страхового надзора должны сотрудничать, регулируя деятельность рынка.
В мае ФСФР представит в правительство аналитический доклад об институте мегарегулятора.
Как ранее заявлял г-н Вьюгин, в документе будут анализ мирового опыта и оценка возможности создания подобной структуры в России. Вчера глава ФСФР высказал идею, что при сохранении разных надзорных органов в рамках одной страны необходимо координировать их деятельность на межведомственном уровне либо с помощью специально созданной структуры. «В надзорной практике на развитых рынках сложились две модели регулирования: консолидированный надзор, предполагающий наличие мегарегулятора, и неконсолидированный, предполагающий наличие разных надзорных органов. Однако там, где допускается существование неконсолидированного надзора, есть ведущий надзорный институт, который координирует действие всех надзорных органов», -- заявил г-н Вьюгин. В качестве примера он привел Международную ассоциацию регуляторов на рынке ценных бумаг (IOSCO -- International Organization of Securities Commissions.
-- Ред.), которая требует обязательной координации надзора на разных финансовых рынках в том случае, если единый регулятор отсутствует. "Базель и IOSCO допускают неконсолидированный надзор, но должен быть ведущий институт -- должен быть меморандум о сотрудничестве регулирующих органов и ведущий институт по координации надзора", -- сказал г-н Вьюгин. Сейчас же, по словам главы ФСФР, взаимодействие между надзорными органами не работает. «Например, мы не имеем права запрашивать информацию в ЦБ, касающуюся проверок банков. И, соответственно, Банк России не имеет право предоставлять нам такие данные».
По мнению г-на Вьюгина, при реальной координации действий соответствующих ведомств надзор за рынками мог бы быть более эффективным. Ведь в России уже есть несколько десятков финансовых групп, которые совмещают в себе банковский, брокерский, инвестиционно-банковский, страховой и другие бизнесы. Такие группы будут под контролем разных регулирующих организаций, однако в отсутствие взаимодействия между регуляторами риски могут оцениваться не всегда правильно. Говоря о проверках, г-н Вьюгин отметил, что сейчас регуляторы в большой степени проверяют участников рынка на принцип соблюдения или несоблюдения закона, но это не всегда может полноценно защищать рынок от рисков. В связи с этим, считает глава ФСФР, "невозможно создать абсолютно формализованный механизм надзора, любая надзорная организация в той или иной степени принимает решения на основе мотивированных суждений. Это так, потому что по-другому невозможно". Глава ФСФР отметил, что это, возможно, следует закрепить на законодательном уровне. Примечательно, что идею законодательного оформления мотивированного суждения поддерживают в Госдуме. Как известно, на прошлой неделе депутаты одобрили рекомендации по изменению банковского законодательства, один из пунктов которых предусматривает введение института мотивированного суждения в правовое поле.
Присутствовавший на конференции глава банковского комитета Госдумы Владислав Резник заявил «Времени новостей», что считает идею координации работы надзорных органов интересной. Однако пока отказался от подробных комментариев, поскольку хочет получить от г-на Вьюгина более детальную информацию о реальных механизмах такой координации.