Время новостей
     N°73, 25 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.04.2007
Прорвались
Японский автоконцерн впервые в истории стал мировым лидером продаж
На мировом авторынке сменился лидер: японской Toyota Motor Corp. по итогам первого квартала этого года удалось оттеснить на второе место американскую General Motors, сохранявшую первенство в течение 76 лет. Японская корпорация, увеличив на 9,2% показатель трех месяцев прошлого года, продала 2,35 млн автомобилей. Это на 900 тыс. превосходит объемы продаж детройтского автоконцерна. И аналитики не сомневаются, что Toyota не позволит GM в ближайшее время взять реванш.

Toyota удалось занять первую строчку в мировом рейтинге продаж благодаря растущему спросу на экономичные модели, выпускаемые компанией, главным образом Prius, Corolla и Camry. Американцев же подвело снижение спроса на родине на внедорожники и грузовики. О намерении отнять пальму мирового первенства по объему продаж у General Motors Toyota впервые заявила два года назад. Но пока ей этого не удавалось. Однако рост цен на бензин сыграл на руку японцам: в условиях постоянного удорожания топлива когда-то чрезвычайно популярные, особенно у американцев, внедорожники стали слишком дорого обходиться потребителям. Японские же автомашины оказываются гораздо менее «прожорливыми».

Кстати, впервые японские машины завоевали признание в США как раз во время «бензинового кризиса» начала 80-х. Тогда, как и теперь, цены на топливо взмыли вверх, что чрезвычайно удорожило эксплуатацию традиционных американских автомобилей с двигателями большого объема. Но GM, вышедшему на рынок в 1908 году и достигшему первенства в 1930-м, еще долгие годы удавалось удерживать мировое лидерство по продажам.

Серьезные тенденции к смене лидера наметились в мировом автопроме в прошлом году. Тогда Toyota только в США -- основном оплоте GM -- увеличила продажи на 13%, до 2,54 млн машин. Отчасти этого увеличения удалось добиться благодаря запуску нового завода в Сан-Антонио -- уже шестого предприятия японской компании в Соединенных Штатах. И компания не намерена останавливаться на достигнутом: уже сейчас ведется строительство седьмого в США завода -- в штате Онтарио, а запуск восьмого предприятия, специализирующегося на внедорожниках, -- в штате Миссисипи -- намечен на 2010 год. Уже по итогам этого года на своих американских предприятиях Toyota рассчитывает увеличить выпуск машин на четверть по сравнению с прошедшим годом -- до 2 млн автомобилей. Кроме того, компания ведет строительство предприятий в России, Индии, Китае, Таиланде и других странах.

В этом году Toyota рассчитывает реализовать на мировом рынке 9,4 млн автомобилей, а в 2008 году увеличить производство до 9,8 млн машин. При этом более половины из них будут собраны за пределами Японии.

Основной же соперник японского концерна -- GM -- в последние годы испытывает серьезные трудности с удержанием рынка. По итогам 2005 года корпорация получила 10,6 млрд долл. убытка (официальные итоги 2006 года еще не объявлены, но аналитики не рассчитывают, что положение серьезно улучшится). Чтобы сократить издержки, GM была вынуждена прибегнуть к сокращению штата и производства.

В России, правда, по продажам Toyota пока уступает General Motors. По итогам первого квартала она продала (с учетом продаж люксового бренда Lexus) 32 096 автомобилей, тогда как продажи GM в нашей стране (с учетом реализации СП «Джи-Эм-АвтоВАЗ», Opel, Cadillac и Hummer) составили за тот же период 46 404 автомобиля.

Анна ЛАНДЕР