Вчера президент Туркмении
Гурбангулы Бердымухаммедов, находившийся в Москве с двухдневным рабочим визитом, принял решение задержаться здесь еще на один день, чтобы принять участие
в похоронах Бориса Ельцина. Решение выглядит по-человечески мудрым и политически взвешенным. После того как вчера в Кремле в ходе российско-туркменских переговоров Владимир Путин в течение трех минут трижды назвал отношения между двумя странами «теплыми», отъезд г-на Бердымухаммедова из российской столицы накануне похорон первого президента России показался бы странным.
Кроме того, у нового туркменского президента, чья личность вызывает неподдельный интерес во многих странах мира благодаря тому, что он стал наследником одного из самых одиозных властителей современности, появляется уникальная возможность удовлетворить этот интерес сегодня в Москве. Когда еще г-ну Бердымухаммедову удастся пожать руки сразу двум экс-президентам США -- Клинтону и Бушу-старшему и многим другим бывшим и действующим главам государств.
Вчера же встреча в представительском кабинете Кремля выглядела действительно представительной. Президент Туркмении взял с собой в Москву практически все руководство страны, трех вице-премьеров (правительство по конституции возглавляет сам президент) и двух силовиков, министров обороны и национальной безопасности. Не менее солидным был состав возглавляемой г-ном Путиным российской делегации. Собственно руководство было представлено только главой Минпромэнерго Виктором Христенко и замминистра иностранных дел Григорием Карасиным. Остальные места за столом переговоров занимали VIP-персоны российского бизнеса: глава «Газпрома» Алексей Миллер, исполнительный директор ТНК-BP Герман Хан, руководитель группы компаний «Итера» Игорь Макаров, президент ОАО «Стройтрансгаз» Виктор Лоренц. Из этого перечня уже ясно, кого еще Кремль «командирует» на работу в Туркмению. Здесь не хватает, пожалуй, только главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова, который незадолго до приезда туркменского президента в Москву уже встречался с ним в Ашхабаде в ходе визита туда во главе многочисленной делегации.
Единственным формальным итогом переговоров стало российско-туркменское коммюнике. Оно подтвердило, что «приоритетным для обеих стран является взаимодействие в топливно-энергетической сфере». Можно не сомневаться, что г-н Бердымухаммедов постарался убедить хозяев, что Туркмения останется надежным поставщиком природного газа в Россию и после 2009 года, когда истекает срок заключенного в сентябре 2006 года соглашения, согласно которому в 2007--2009 годах «Газпром» покупает ежегодно 50 млрд кубометров газа по 100 долл. за тысячу кубометров.
Но, возможно, более важной -- во всяком случае, для Москвы -- темой переговоров была попытка «отвадить» Ашхабад от планов строительства лоббируемого ЕС и США транскаспийского газопровода в обход России. Об этом намеренно публично (разумеется, вслух слово «транскаспий» не произносилось) Владимир Путин говорил накануне с туркменским гостем в Ново-Огареве. Поднималась эта тема и в Кремле. Вчера прозвучало ответное слово г-на Бердымухаммедова. Он пояснил, что речь идет о «реализации туркменского газа по прикаспийскому варианту». Или, если говорить по-русски, о строительстве газопровода вдоль восточного побережья Каспия через территорию Казахстана в Россию. Ответ туркменского президента по-русски звучал так: «По этому варианту дадим на суд экспертов, они проработают, мы можем вернуться к этому». Когда «дадим» и каким «экспертам», осталось неясным. Зато второй президент Туркмении успел изящно и как-то неожиданно к месту напомнить, что его предшественник, «наш великий Сапармурат Ниязов очень много сделал для своего народа, для своей страны, там был этот вариант... по прикаспийскому варианту».
При этом было полное ощущение, что российские собеседники прекрасно понимали своих туркменских партнеров. Ведь, как заметил вчера Владимир Путин, «с одной стороны, у нас установились прагматические отношения, а с другой -- теплые межгосударственные отношения с нашими туркменскими друзьями». Он рассказал, что накануне в Ново-Огареве он получил приглашение от г-на Бердымухаммедова принять участие в церемонии закладки первого камня в строительстве новой русской школы. По сведениям «Времени новостей», школа будет необычно высокой, десятиэтажной. А еще туркменский президент сделал российским профессорам и академикам предложение преподавать в новом, строящемся международном университете им. Рухнама.
Все эти лестные предложения по гуманитарному сотрудничеству, от которых отказаться трудно, да, пожалуй, и нельзя, будут обсуждаться, как, впрочем, и многие другие темы, во время ответного визита Владимира Путина в Ашхабад, который состоится уже в середине мая. А затем и на втором заседании российско-туркменской межправительственной комиссии в июне там же, в Ашхабаде. Вчера стало известно, что президент Туркмении распорядился построить в Ашхабаде элитный микрорайон, центром которого станет 220-метровый небоскреб. Однако подряд на это строительство получат турецкие фирмы.