|
|
N°73, 25 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трамвай желаний
Столичные власти ищут альтернативу дорогостоящему метро
Высокая стоимость строительства метрополитена и ставшие уже постоянными автомобильные заторы на улицах Москвы заставили столичных чиновников по-новому взглянуть на такой проверенный временем вид транспорта, как трамвай. Вчера на заседании городского правительства руководитель департамента транспорта и связи столицы Леонид Липсиц предложил не только модернизировать сохранившуюся сеть трамвайных путей, но и существенно увеличить их протяженность. Причем новые рельсы прокладывать уже с учетом того, что по ним пройдут новые, скоростные составы. По замыслу авторов подготовленной департаментом целевой программы модернизации трамвайных путей на 2008--2010 годы скоростные трамваи, которые пойдут по хордовым магистралям и «дублерам» некоторых радиальных трасс, смогут стать хорошей альтернативой и наземным маршрутам, и переполненному метрополитену.
Концепция программы, которую г-н Липсиц представил на утверждение в мэрию, действительно представляет собой громадье капиталоемких планов. Только новых путей для скоростных трамваев департамент транспорта и связи предлагает проложить не менее 191 км. Причем большая часть рельсовых путей должна расположиться на эстакадах (99 км) или в тоннелях (37 км). Кроме того, в ближайшие три года необходимо осуществить восстановительный ремонт 80,7 км уже существующих путей -- предполагается, что в процессе модернизации будут использованы новые шумопоглощающие и виброзащитные технологии, и после этого трамваи станут комфортным видом транспорта и для пассажиров, и для жителей домов, стоящих в непосредственной близости от трамвайных линий.
В первую очередь Леонид Липсиц предложил осчастливить скоростным трамваем жителей некоторых спальных микрорайонов Москвы, в которых наблюдаются транспортные проблемы. Новые линии, либо реконструированные под скоростные составы существующие пути должны открыть дополнительные «окна» в другие части города для жителей Южного Бутово, Чертаново, Строгино, Медведково, Коптево, Новокосино, Кожухово, Люблино, Гольяново. Как подсчитали в департаменте транспорта и связи, новые трамвайные линии существенно сократят для москвичей время поездки на работу, поскольку средняя скорость движения по ним превысит 30 км в час, что, как отметил г-н Липсиц, существенно выше, чем у другого наземного транспорта. Кроме того, трамваи должны разгрузить линии метрополитена, связывающие центр города со спальными районами.
В качестве же одного из главных аргументов в пользу развития трамвайной сети транспортники приводят расчет стоимости строительства. Ссылаясь на метростроевцев, специалистов НИиПИ Генплана Москвы и зарубежных экспертов, они утверждают, что даже выделенная трамвайная линия обходится в 3,7 раза дешевле линии метрополитена. Однако споры как об экономической эффективности скоростных трамваев, так и о способности этого вида транспорта решить актуальные для москвичей проблемы, видимо, продолжатся и после заседания столичного правительства. Во всяком случае, главный архитектор города Александр Кузьмин считает необходимым рассмотреть проект перехода к скоростным трамваям на заседании общественного градостроительного совета при мэре Москвы. Глава Москомархитектуры выразил сомнение в том, что городу удастся всякий раз выделять отдельные полосы для прокладки путей в густонаселенные районы, а без этого «никакого скоростного трамвая там не получится».
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ