|
|
N°73, 25 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С детьми не по-детски
Завершился фестиваль «Арлекин»
В Санкт-Петербурге в четвертый раз прошли конкурс на соискание национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» и Всероссийский фестиваль спектаклей для детей под таким же названием.
Инициатором и организатором фестиваля стал санкт-петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье». В конкурсную программу вошли девять спектаклей, отобранных экспертным советом из всех регионов России, -- ни Москвы, ни Питера в этом году среди конкурсантов нет, зато есть русские театры из Армении и Узбекистана. Жюри, возглавляемое лауреатом «Золотой маски» Борисом Цейтлиным, Гран-при фестиваля отдало спектаклю Нюрбинского государственного передвижного театра Республики Саха (Якутия) «Волшебные ягодки». Премия «За лучший спектакль большой формы» досталась мюзиклу «Ночь открытых дверей» Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии, г. Екатеринбург. Премия «За лучший спектакль малых форм» уедет в город Мариинск Кемеровской области -- ее получил спектакль «О рыцарях и принцессах», поставленный прошлогодним лауреатом «Арлекина» Петром Зубаревым. Премия «За великое служение театру для детей» была вручена народной артистке СССР Ирине Соколовой. Обладатель Гран-при национальной премии «Арлекин» Нюрбинский передвижной театр стал обладателем не только серебряной фигурки Арлекина, но и денежного поощрения в размере 200 тыс. руб. для постановки нового спектакля, что, впрочем, на 100 тыс. меньше, чем в прошлом году.
Финансово поощрять спектакли для детей подвижникам из «Арлекина» нелегко. В этом году администрация президента РФ выделила грант на проведение фестиваля, но, утверждают организаторы, фестиваль нуждается в постоянной помощи: нужно содержать хоть небольшой штат постоянно работающих сотрудников, нужны деньги для привоза спектаклей-участников, а арендная плата за прокат площадок для показа фестивальных спектаклей непомерно высока. Угроза того, что Россия потеряет детские театры как вид, до сих пор велика, и необходима целенаправленная государственная программа, при подготовке которой нужно еще решить, какой именно театр нужен сегодня детям, и понять, почему его не готово содержать общество.
Своими представлениями о том, в каком направлении сегодня имеет смысл развиваться детскому театру, лауреат премии «Арлекина», главный режиссер Свердловского театра музкомедии Кирилл СТРЕЖНЕВ поделился с корреспондентом «Времени новостей» Натальей ШКУРЕНОК.
-- Зачем вам, театру вполне «взрослому», ставить мюзиклы для детей?
-- Мне не нравятся слова «детские спектакли», я говорю -- спектакли для детей. Мы делаем семейные спектакли и, кажется, уже приучили горожан приходить на спектакль всей семьей -- дети с родителями. Мне кажется, что это гораздо важнее, чем школьные походы в театр.
Первый такой мюзикл -- «Оливер» на музыку Леонарда Барта мы сделали в 1994 году. Время шло, декорации ветшали, и пришлось снять спектакль. А в нем было занято 80 детей -- у нас при театре студия, где занимается 150 детей. И мы стали думать: а что делать дальше? Я обсуждал это со многими режиссерами, идеи не появлялись, зато появился молодой драматург из Челябинска Константин Рубинский -- и он так пересказал мне повесть Диккенса «Рождественская песнь», что я был совершенно потрясен. И мы решили ее ставить.
Сейчас у нас в репертуаре шесть детских спектаклей.
-- Как вы думаете, что сейчас происходит с детским театром? Такое впечатление, что сейчас он не оказывает никакого влияния. Театр сам по себе -- дети и подростки сами по себе.
-- Я постоянно над этим думаю. Может, потому, что театры не говорят с подростками на их языке? Вот мы сейчас делаем совершенно новый проект под названием «Силиконовая дура». Композитор Александр Пантыкин делает музыку, драматург -- Костя Рубинский. Это мюзикл, очень жесткий, с молодежным сленгом. В этом спектакле два главных героя на протяжении почти всего действия общаются через Интернет.
-- Вы надеетесь достучаться до тех, кто сидит в Интернете?
-- Будем пытаться...
-- А придут к вам зрители-то? Подростки -- это же не малыши, которых водят за ручку папы-мамы.
-- Мы придумали такой ход: делаем суперзанавес с 360 фотографиями -- главные герои вперемежку с обычными подростками, живущими в нашем городе. Их снимает наш фотограф, рассказывает о новом спектакле, берет номер мобильного... Накануне общественного просмотра мы им позвоним и пригласим на просмотр -- и они увидят себя на занавесе!
-- Хороший пиар-ход, но что они увидят за занавесом?
-- Сюжет строится на том, что в крупный провинциальный город приезжает большой чиновник из Министерства по образованию и проводит тесты среди школьников -- идет реформа образования. И эти тесты вызывают активный протест у старшеклассников -- «мы тесто для ваших тестов». Они себя чувствуют подопытными кроликами и сопротивляются экспериментам на себе. Финал чуть не получился у нас трагическим, но мы вовремя одумались и поставили в завершение большой вопросительный знак.
Когда мы сделали открытую репетицию для участников нашей школы молодых критиков, молодых ребят -- они были совершенно потрясены. Единственное, чего мы боимся, это реакции школьных учителей и чиновников от образования. Потому что сюжет очень жесткий и учителя там показаны в истинном свете. Но нам важнее реакция тинейджеров.
|