Время новостей
     N°72, 24 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.04.2007
Частное дело
Транспортные инвесторы больше любят порты, чем шоссе
Частные инвестиции в транспортную инфраструктуру России в прошлом году вдвое превысили государственные капиталовложения в эту сферу, заявил вчера «Времени новостей» замминистра транспорта Александр Мишарин. По его словам, общий объем вложений в инфраструктуру железных и автомобильных дорог, воздушных и водных портов достиг в 2006 году 594 млрд руб. Из них 194 млрд руб. приходится на вложения из государственных источников.

Остальные 400 млрд руб. инвестировали частные компании. По оценке г-на Мишарина, примерно такую же сумму частники потратили на приобретение средств транспорта.

В относительных цифрах доля транспортных инвестиций растет: в 2006 году на эти цели было направлено 13% от общей суммы капиталовложений в стране, годом раньше на долю транспорта пришлось 11% инвестиций.

В качестве особенно успешного примера замминистра привел морское портовое хозяйство, куда частные деньги потекли раньше и в большем количестве, чем, скажем, в авто- и железнодорожную инфраструктуру. Именно благодаря этим средствам, сказал он, объем грузов, переваленных российскими портами в прошлом году (421 млн тонн), превысил максимальный уровень, достигнутый в СССР в 1989 году (407 млн тонн). Причем это достижение, подчеркнул замминистра, означает, что пропускная способность российских портов с 1991 года фактически удвоилась, поскольку России при распаде СССР досталась только половина советских портовых мощностей.

Г-н Мишарин выступал на пресс-конференции, посвященной Международному транспортному форуму, который пройдет в Сочи с 31 мая по 3 июня при участии федеральных ведомств, ОАО «Российские железные дороги», региональных губернаторов, зарубежных транспортных администраций и, разумеется, представителей частного капитала. Всего организаторы форума ожидают, по их словам, 2 тыс. гостей.

Вчера г-н Мишарин назвал две темы, которые могут стать основными и на форуме, и вообще в деятельности российских транспортников в 2007 году.

В этом году у России появилась возможность объединить через свою территорию трансъевропейские транспортные коридоры с азиатскими. «Пока все европейские коридоры доходят в лучшем случае до Урала», -- напомнил замминистра. Состояние сухопутных и водных путей, ведущих далее из России в Китай и Иран, не отвечает стандартам «транспортного коридора». Если их удастся довести до требуемых кондиций, то через них откроется выход к магистралям Южной и Юго-Восточной Азии со всеми вытекающими из этого экономическими выгодами. Это и станет одним из важнейших направлений работы отрасли в 2007 году.

Другая горячая для отрасли тема -- это развитие логистических структур внутри России. Г-н Мишарин сравнил нынешнее состояние отечественного грузового транспорта с тем, как выглядели российские телекоммуникационные сети десять лет назад. Тогда магистральные линии электросвязи уже имелись в стране в достаточном количестве, но узким местом оставалась так называемая «последняя миля», т.е. местные сети доставки сигнала абонентам. «Логистика -- это «последняя миля» транспорта», -- сформулировал г-н Мишарин. По его словам, в 2007 году ожидается формирование крупных логистических узлов в Московской области, Мурманске, Новороссийске, Екатеринбурге и в портах российского Дальнего Востока.

Михаил КУКУШКИН