Главный управляющий директор итальянского нефтегазового концерна
Eni Паоло Скарони рассказал в опубликованном вчера интервью газете Corriere della Sera подробности приобретения активов ЮКОСа. Он все еще надеется сохранить на балансе Eni 20% акций «Газпром нефти» и намерен удержать по 30% в «Арктикгазе» и «Уренгойле». Топ-менеджер уверен, что никаких
юридических рисков покупка предприятий обанкроченного российскими властями гиганта не несет. Но вынужден признать, что сделка была бы невозможна, если бы не
«зонтик хороших политических отношений между Россией и Италией». В то же время г-н Скарони отказался комментировать тему итальянских активов, которыми Eni должна поделиться с «Газпромом», чтобы сохранить блокирующие пакеты в газовых активах ЮКОСа. Источники «Времени новостей», знакомые с ходом переговоров, утверждают, что речь идет о готовности концерна продать «Газпрому» около 50% компании EniPower, которая в 2005 году произвела и продала около 22 ГВт ч электроэнергии примерно на 1,5 млрд евро. При этом ее чистая прибыль составила всего 24 млн евро.
Как известно, 4 апреля
консорциум итальянских Eni (60%) и Enel (40%) приобрел за 5,8 млрд долл. 20% акций «Газпром нефти», 100% акций «Арктикгаза», 100% акций «Уренгойла» и ряд других небольших активов, ранее принадлежавших ЮКОСу. Еще до начала торгов итальянцы подписали с «Газпромом» соглашение о том, что российский монополист имеет безусловное право выкупить акции нефтяной компании за 3,7 млрд долл., а также контрольные пакеты в газовых активах. Ожидается, что Eni сохранит в «Арктикгазе» и «Уренгойле» по 30%, а Enel -- по 19%. При этом в операторской компании, которая будет управлять этими проектами, «Газпром» и Eni будут представлены на равных. В итоге получается, что Eni за свою долю в бывших активах ЮКОСа заплатил 630 млн долл., а Enel -- около 400 млн долларов.
«Сложные ситуации нравятся нам, -- заявил г-н Скарони, комментируя сомнения в отношении честности аукциона. -- Без сложностей ситуации не становятся большими делами. Это была операция с осложнениями, но я бы не сказал, что в Анголе, Казахстане или других странах, где мы уже работаем, ситуации более просты». По его словам, после того как «Газпром» реализует свой опцион, купленные активы позволят Eni увеличить свои запасы на 1,5 млрд баррелей нефтяного эквивалента, за каждый из которых было заплачено всего 43 цента. Правда, для того чтобы начать добычу газа и жидких углеводородов, по оценкам г-на Скарони, его компании придется вложить еще 1,5--3 млрд долл. Но и это не выглядит непосильной платой за вход в российские нефтегазовые активы. К 2015 году на этих предприятиях планируется добывать 25,8 млн тонн нефтяного эквивалента, а доля Eni составит 7,8 млн тонн, или 7,5% от всей добычи итальянского концерна.
Схема работы операторской компании пока окончательно не утверждена, но итальянцы надеются на справедливый подход со стороны «Газпрома». «То, что они (русские. --
Ред.) называют «конденсат», «легкая нефть», мы сможем экспортировать по рыночной цене, -- считает итальянский бизнесмен. -- Газ мы сможем продавать в России потребителям, которых выберем сами, или сдавать «Газпрому» по среднеарифметической цене между внутренним рынком и экспортными ставками. Кроме того, сейчас на российском рынке наблюдается тенденция роста цен, и в короткой перспективе они сравняются с европейскими».
Паоло Скарони также утверждает, что не теряет надежды уговорить «Газпром» не выкупать 20% «Газпром нефти»: «Мы будем счастливы, если «Газпром» не воспользуется опционом на акции «Газпром нефти» за 3,7 млрд долл. Шансов на это немного, но мы продолжаем убеждать русских, что в их интересах сохранить нас в числе акционеров этой компании, учитывая наши технологии и умения». В «Газпроме» «Времени новостей» заявили, что концерн «заключил колл-опцион на приобретение активов и заинтересован в его реализации». Как известно, срок действия соглашения о выкупе два года.
У руководителя Eni нашлась и своя версия исключения из схемы приобретения активов ЮКОСа группы «ЕСН» Григория Березкина (предполагалось, что итальянцы пойдут на аукцион в консорциуме с его фирмой, а затем г-н Березкин уступит свою долю «Газпрому»). По словам г-на Скарони, именно этот бизнесмен предложил итальянцам участвовать в распродаже активов ЮКОСа, а также пообещал договориться с «Газпромом» о заключении эксклюзивного контракта на транспортировку газа. Но после того как в лот помимо газовых предприятий вошли и акции «Газпром нефти», говорит глава Eni, г-н Березкин якобы отступил, не сумев найти денег.