|
|
N°232, 19 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И утлый мой «челнок»
Минэкономики считает, что у импортеров одно лицо - юридическое
Одна из самых распространенных профессий 90-х годов может скоро уйти в небытие. «Челноки», доставляющие в страну товар мелкими партиями и до сих пор одевающие полстраны на вещевых рынках, будут по сути обречены. По крайней мере, такая перспектива может стать реальной, если будут реализованы новые идеи Министерства экономического развития и торговли.
Как заявил вчера глава департамента тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка МЭРТ Андрей Кушниренко, ведомство Германа Грефа подготовило проект правительственного постановления, по которому при ввозе из-за границы груза весом более 50 кг его станут рассматривать как «товарную партию». А, следовательно, и взимать таможенные платежи согласно действующим импортным тарифам, исчисляемым от стоимости товара. Пока же действует другое правило: груз от 50 до 200 кг облагается единой 30-процентной пошлиной, взимаемой от веса товара. Что для «челноков» несравненно выгоднее.
Принимая это решение, МЭРТ, по словам г-на Кушниренко, руководствовался тем, что самих «челноков», т.е. граждан, в частном порядке занимающихся ввозом товара из-за границы, уже фактически не осталось. Их место заняли коммерческие «карго-фирмы», которые растомаживают товары, пользуясь льготами для «челноков». Таким образом, по мнению МЭРТ, «челночный бизнес» превратился в прикрытие «серого импорта», который в некоторых отраслях, например, меховой, достигает уже 90%.
Проект постановления правительства пока находится на межведомственном согласовании. В Государственном таможенном комитете, имеющем дело непосредственно с «челноками», корреспонденту газеты «Время новостей» сообщили, что ГТК, в принципе, удобнее иметь дело с крупными юридическими лицами, нежели с отдельными гражданами, и предложения МЭРТ в связи с этим будут тщательно изучены.
Идея ликвидации «челночного» бизнеса не нова. В 1997 году ее хотел реализовать тогдашний министр экономики Евгений Ясин. В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» он сказал вчера, что, по его мнению, «челноки» как рыночное явление себя уже изжило. В свое время, считает г-н Ясин, они сыграли роль в решении как проблемы трудоустройства, так и проблемы насыщения рынка товарами. Теперь время «челноков» закончилось, тем более, что, по мнению экс-министра, и самих разрозненных «челноков» в прежнем виде уже не существует: их сменили организованные юридические лица.
Говоря об исчезновении «челноков» как класса, и г-н Кушниренко, и г-н Ясин, видимо, располагают статистикой, доказывающей этот факт. Впрочем, точно высчитать, сколько граждан за 90-е годы выезжало за товаром в Китай, Турцию, Польшу, Венгрию, Италию и другие страны, наверное, невозможно. По оценкам, этим бизнесом в период его расцвета занималось до 2 млн человек, ввозивших товаров на сумму до 10 млрд долларов. «Челноки», в большинстве своем, никогда не стремились стать крупными бизнесменами и, когда могли избежать юридического оформления своей деятельности, делали это с удовольствием. До 1998 года государство фактически не регулировало «челночный бизнес» -- с этим вполне успешно справлялись отдельные его представители, взымавшие «неформальные штрафы». Однако 30 июня 1998 года вышло распоряжение ГТК, установившее порядок, которые теперь МЭРТ считает уже устаревшим. Попытки регулировать рынок стали первым для него серьезным ударом, а случившаяся вскоре девальвация рубля и финансовый кризис еще больше подорвали «челночный бизнес». Если правительство одобрит предложения МЭРТ, настоящим «челнокам» останется только бросить свое занятие. А фирмам, прячущимся за их спинами, придется либо платить «по полной», либо искать новые способы обхода таможенных барьеров.
Первые последствия возможного правительственного решения легко будет проследить по ситуации на вещевых рынках. Если «челноков» и правда уже не существует, ассортимент предлагаемого товара вряд ли серьезно измениться. Но если «челноки»-одиночки все-таки действительно обеспечивали сколько-нибудь значительную долю нынешнего товарного изобилия, то авторы идеи столкнутся не только с экономическими, но и с социальными проблемами. И дело не только в неизбежном росте цен, но и в людях, которые останутся без работы и постоянного дохода.
Вера БРЫЧЕВА, Глеб ЧЕРКАСОВ