|
|
N°231, 18 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Пакистан не Палестина»
Борьба с кашмирским терроризмом чревата ядерной войной
Теракт у здания парламента в Дели в середине прошлой недели спровоцировал новый всплеск напряженности в отношениях между двумя ядерными державами: Индия обвиняет Пакистан в причастности к преступлению, жертвами которого стали 13 человек. Индийский министр внутренних дел Лал Кришна Адвани заявил, что Дели имеет право послать войска на территорию соседней страны для преследования исламских повстанцев. Представитель пакистанского лидера Первеза Мушаррафа генерал Рашид Куреши был не менее суров: «Пакистан не Палестина. Мы ответим, если нас атакуют, и ответим жестко. В случае нападения Индии надо готовиться к большим потерям».
Индийские власти обвинили в атаке на парламент базирующиеся в Пакистане кашмирские группировки «Лашкар-э-Таиба» и «Джаиш-э-Мохаммед», которым якобы помогала пакистанская межведомственная разведка ISI. Уже в пятницу индийский МИД оповестил Пакистан, что располагает свидетельствами вины руководства «Лашкар-э-Таиба» и потребовал закрытия всех отделений этой организации. Пакистанский министр информации Анвар Махмуд ответил, что его правительство готово принять против боевиков конкретные меры, но лишь на основании «достоверных доказательств». Исламабад предложил Дели провести совместное расследование, но индийский министр Адвани отказался.
Тем временем в самой Индии идут аресты сообщников террористов. Ключом для полиции стали мобильные телефоны, найденные у убитых в перестрелке боевиков (судя по всему, те надеялись захватить заложников, после чего мобильники пригодились бы им для общения с внешним миром). Первым взяли некоего Саеда Абдул Рехмана Гилани -- молодого преподавателя арабского языка в одном из делийских колледжей. Тот выдал еще двух сообщников из числа кашмирских мусульман -- 30-летнего агента по сбыту медицинского оборудования Мухаммада Афзала и 34-летнего торговца фруктами Шауката Хусейна. После теракта они скрылись из Дели, и их арестовали в городе Шринагар в индийской части Кашмира. На этом технические чудеса не закончились: у Афзала нашли портативный компьютер, который тот якобы должен был передать лично в руки находящегося где-то в горах Кашмира лидера местных боевиков по имени Гази Баба. Спецслужбы утверждают, что уже расшифровали часть важной информации, которой обменивались заговорщики по электронной почте. Вчера в Кашмире арестованы еще двое подозреваемых, а в Дели на конспиративной квартире боевиков обнаружены 35 кг печально известного россиянам взрывчатого вещества гексоген.
Гилани, Афзал и Хусейн заявили полиции, что группа террористов-камикадзе состояла из пакистанцев, во главе которых стоял некий Мохаммед. Полиция немедленно предположила, что именно этот Мохаммед угнал в декабре 1999 года в Афганистан самолет Indian Airlines и убил одного заложника. В официальных сообщениях неоднократно подчеркивается, что задержанные проходили ранее подготовку в лагерях кашмирских боевиков на пакистанской территории.
Индия не скрывает, что была бы рада поступить с пакистанскими лагерями кашмирских боевиков так же, как израильтяне или американцы поступают с базами ХАМАС или «Аль-Каиды». Однако такая перспектива мало радует США -- хотя госсекретарь Колин Пауэлл признал за Индией право на самооборону, он настоятельно призвал ее к сдержанности. Особенность ситуации в том, что в арсеналах Исламабада имеется не менее двух десятков атомных бомб, применение которых означало бы катастрофу невиданных масштабов. На ее фоне трагедия 11 сентября будет выглядеть как мелкое происшествие на воздушном транспорте.
Александр ЛОМАНОВ