Николя Саркози и Сеголен Руаяль
вышли во второй тур президентских выборов, где они схлестнутся через две недели -- в воскресенье, 6 мая, -- в решающей схватке за право стать шестым президентом
Пятой республики. Эра правления Жака Ширака подходит к концу. Сам Жак Ширак незадолго до выборов предложил французам поддержать кандидатуру Саркози.
Большинство обозревателей предсказывало, что именно месье Саркози и мадам Руаяль окажутся лидерами среди дюжины кандидатов, участвовавших в первом туре. Однако и тот, и другая на финишной черте заметно нервничали, поскольку опросы общественного мнения давали противоречивые цифры, а тенденции скорее указывали на сокращение отрыва фаворитов.
Третья часть избирателей за два дня до голосования вообще не была уверена в том, за кого они проголосуют. Да и вся предвыборная гонка не давала стопроцентного фаворита. То Николя Саркози уходил в отрыв, то подпускал своих преследователей. Франсуа Байру то догонял фаворитов, то снова отставал. Не обошлось без сюрпризов. В первом туре, по предварительным данным, за г-на Саркози проголосовало 29,4%, за г-жу Руаяль -- 26,2% избирателей. На третьем месте Франсуа Байру c 18%, на четвертом -- ультраправый ветеран французской политики Жан-Мари Ле Пен, набиравший порядка 10%.
По сравнению с предыдущими президентскими выборами, которые проходили пять лет назад, французы гораздо ответственнее отнеслись к своему избирательному праву. Всего из 44 508 224 французских граждан старше 18 лет, внесенных в избирательные списки и не лишенных гражданских и политических прав, возможностью проголосовать, по данным МВД Франции, воспользовались 87% избирателей.
Результат просто поразительный. Люди, несмотря на жару, стояли в очередях на участки по два часа. Рекордно высокая явка объясняется тем, что, пожалуй, никто из французов, за исключением сторонников ультраправого Жана-Мари Ле Пена, не хотел повторения феномена 2002 года. Тогда огромное количество граждан решило, что вполне можно подождать со своими предпочтениями до второго тура, и обнаружило в этом втором туре закаленного в политических боях ультраправого националиста Ле Пена. Разумеется, подавляющее большинство французов во втором туре с воодушевлением проголосовало за Жака Ширака (хотя на самом деле большинство из них голосовало против Ле Пена), но толку от этого было не так уж и много.
Французам необходимо идеологическое соревнование, а какое там соревнование в выборе между правыми и ультраправыми. Г-н Ширак из обожаемого отца нации слишком быстро превратился в "хромую утку". Поэтому как его соратники, так и противники уже в течение довольно долгого времени стараются держать по отношению к нему политическую дистанцию. Жак Ширак, хотя и имел право баллотироваться на второй срок, благоразумно от этого права отказался -- он знает своих сограждан. Со вполне французским подходом к жизни, все без исключения хотят по-прежнему вкусно кушать, но еще и обязательно перемен.
Две цитаты:
«Франция устала от своих элит, она ищет новых руководителей, новую политику, новую республику, которая выведет ее, наконец, из маразма, из социального отчаяния, и из цинизма, которые доминировали в течение последних двух десятилетий». Это написал не троцкистский листок, а вполне респектабельная, хотя и левая «Либерасьон», которая, несмотря на официальный запрет агитации, в последние два дня вышла в предвыборный день ничтоже сумняшеся, с абсолютно белой первой полосой, на которой аршинными буквами написано: «НАЛЕВО!»
Консервативная «Фигаро» тоже вынесла на первую полосу одно-единственное слово. Это слово -- «Выбор». Автор передовицы, хотя и выражался сдержаннее своего левого коллеги, но тоже, видимо устал от политических нравов последних лет.
«Воспользуются ли французы своим шансом: голосовать, выражаться, утверждать свой выбор. Свобода не банальна. Она редка, если подсчитать страны, где это фундаментальное право человека уважается. Так пользуйтесь им. Голосуйте! Голосуйте, чтобы по возможности сохранить, а еще желательнее улучшить то, что мы оставим нашим детям. Голосуйте! Голосуйте, чтобы возобновить политику, которая позволит не терпеть, а делать».
В таком контексте французы, ни слова не говоря о выборах -- у них это не принято -- в достаточно большом количестве пришли на 85 000 участков для голосования.
Стало ли что-нибудь яснее? В общем-то нет. Разве только то, что следующему президенту, вне зависимости от пола и партийности, будет от 52 до 55 лет. Для сравнения, Жаку Жираку -- 75.
И до первого тура было ясно, что Сеголен Руаяль и Франсуа Байру так или иначе будут вынуждены заключить союз, вне зависимости от того, кто из них будет противостоять Николя Саркози. Удастся ли социалистке Руаяль и центристу Байру объединить своих сторонников в борьбе против правого Саркози, станет ясно 6 мая.