Время новостей
     N°231, 18 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.12.2001
Под селедочным знаменем
В Москве прошла «Российская платформа театров танца»
Rencontres Choregraphiques International de la Siene-Saint-Denis -- название этого мероприятия ежевечерне в течение минувшей недели по-французски повторялось в Москве, в Театре наций. В бывшем Театре Корша, неотапливаемом (в зале было +8 градусов, в буфете -- ниже ноля) и пребывающем в состоянии ремонта последние десять лет, проходила «Российская платформа театров танца ЦЕХ», то есть отбор российских участников на эти самые Международные хореографические встречи в Сан-Сен-Дени. Раз в два года во Франции проходит фестиваль-конкурс современного танца, и подготовительным этапом к нему становятся «платформы» в различных странах, куда выезжают отборщики феста. На московскую «платформу» представили свои сочинения двадцать театров, что неудивительно: помимо возможности показать себя в Европе, манит шанс выиграть главный приз -- получить грант на следующую постановку.

Особенно в этом году воодушевил российских хореографов успех предводительницы екатеринбургских «Провинциальных танцев» Татьяны Багановой, победившей на прошлом фесте и соответственно сотворившей новый спектакль «Тихая жизнь с селедками» уже на французские деньги. Именно «селедки» и открывали нынешнюю московскую «платформу».

Эта поэма о любви к соленой рыбе (выраженной в трех снулых индивидуумах мужского пола, решительно перетаскиваемых работящими поварихами) не обладает энергией «Свадебки» или завораживающе-медитативным ритмом «Кленового сада» -- прежних багановских хитов. Но в ней есть безусловное обаяние, есть «картинка». Как только развиднеется в начале спектакля (зрители сидят и артисты работают на сцене, поэтому никаких занавесов, только включающийся и гаснущий свет) и взору откроется это трио -- один в сеточке, другой на крючке (чуть не за ребро зацепленный), а третий уже на тарелочке, -- таким уютом веет, что женская часть аудитории немедленно начинает аплодировать.

Французский грант потрачен не зря, но вряд ли кому из нынешних конкурсантов удастся повторить успех екатеринбуржцев. Предварительный отбор проводил московский хореограф руководитель театра «Кинетик» Александр Пепеляев. Он декларировал стремление, во-первых, собрать спектакли именно театров танца, т.е. произведения с внятной фабулой и внутренним развитием и, во-вторых, попытаться выявить некую российскую особость contemporary dance. Поработал Пепеляев честно, собрав почти все, что случилось за год. Но урожай получился небогатым.

Ольга Пона в «Лицах.ру» скрестила размашистую хронику отечественной деревенской жизни с европейским пристальным вглядыванием в каждое случайное лицо, этим видом шаманства, узаконенным современным фотоискусством. Бывшие абрамовцы, ныне обитатели «Квартиры №5» Константин Мишин и Ирина Гонтовая, авторы и исполнители дуэта «Сутра Камы», упоенно играли в дартс и плескались в тазу с водой (не снимавшая шуб публика содрогалась от сочувствия). Петербурженка Елена Малкова в пижаме с египетским рисунком, делая роботообразные движения, изображала египетскую богиню «Ушебти». Также прибывший из северной столицы «Игуан-танц-театр» сочинил историю «Без хозяина» о влюбленности добропорядочного огородника в эфирное создание -- балерину. Та, поплескавши руками в «Умирающем лебеде», падала без чувств при виде грубых реалий жизни типа самовара или лопаты. А домашние деревенского пахаря (жена и две дочери) раздевали дядечку догола и красили с ног до головы белой краской, решив таким радикальным способом вылечить от безнадежной любви. В целом спектакль напоминал анекдот, который рассказывают минут сорок. Сам Пепеляев представил три постановки -- в родном «Кинетике» («Там, где никогда не отцветает жасмин»), в Екатеринбургском центре современного искусства («Амальгама») и в финском театре Aurinkobaletti -- «Летатель вниз головой». Все как одна -- с любовью к более или менее подавленной мужской истерике, с многозначительными текстами и стремлением сделать актеров как можно более непривлекательными внешне. Мир, по Пепеляеву, настолько отвратителен, что при его адекватном отображении зрителю тоже жить не захочется. Странно, что при таком взгляде на вещи хореографу хватает практицизма -- стремится ведь к участию в конкурсе Сан-Сент-Дени. Душа художника -- потемки.

Анна ГОРДЕЕВА