|
|
N°231, 18 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
А была ли девочка?
В Кремле выступила Ванесса Мэй
Ванесса Мэй (настоящее имя -- Vanessa-Mae Vanakorn Nicholson) прославилась в середине 90-х, записав кусочек из «Времен года» Вивальди в поп-аранжировке. Шлягер «от Вивальди» получил название Storm, а аранжировка -- «рэйверскую» бочку в размере 4/4, с акцентом на каждую долю. Сейчас говорят: «Тогда это было свежо». Отнюдь. Свежим это совсем не было -- лень перечислять искренних музыкантов и откровенных спекулянтов, пытавшихся скрестить классику с неклассикой. Стоит ли говорить, что подобные попытки суть антиискусство: вместо того, чтобы искать новые формы, свой путь и т.п., какой-нибудь гитарист пилит Паганини на электрогитаре «Фендер» с «дисторшном». Оно, наверное, хорошо. Беглость пальцев развивает, растяжку тех же пальцев... Но когда то же самое тиражируется компакт-дисками -- это уже и не Паганини, и не рок.
Добывать из классических произведенией роковый драйв -- занятие бестолковое. Что, мало (было) рок-групп с хорошим драйвом? Зачем его «добывать» у академической музыки? Потому что во времена Паганини гитарных примочек не существовало? Совершенно бесполезно «осовременивать» классику (тем более таким прямолинейным способом) -- она потому и классика, что в любом времени себя прекрасно чувствует. По определению. Очевидный контрпример -- безобидное переложение «Оды к радости» Бетховена Ричи Блэкмором на альбоме Difficult To Cure группы Rainbow -- вообще-то не в счет, так как это явная пародия. Естественно, не на Бетховена, а на таких вот гитаристов-классиков. И только наше время «китчевого постмодернизма для продвинутых мещан» может подобную ерунду оправдывать.
Однако у Ванессы Мэй было перед предшественниками огромное преимущество, которое поначалу не давало закрыть глаза на факт ее существования. Она пришла в crossover-classic не в тридцать лет и не из неудачников. Ребенок-виртуоз, в три года заигравший на пианино, в пять -- на скрипке, в десять записывавшийся с Лондонским филармоническим оркестром, -- ну Моцарт косоглазый, ни дать, ни взять! Вот эта-то поначалу вполне заслуженная популярность плюс эффектная внешность (Ванесса наполовину китаянка, наполовину тайка) очень быстро ее и сгубили. Сперва «осовремененный» Вивальди, потом диско-шлягер Донны Саммер I Feel Loved, где Ванесса запела ни к селу ни к городу совершенно бесцветным голосом... И не надо кивать на хит-парады и говорить про «обеспеченную старость» -- не о том все это. Посмотрев московский концерт Ванессы (а она у нас не в первый раз -- приезжала и с промо-визитом, и с концертом, и даже в Ханты-Мансийск осенью заехала), понимаешь, как жестоко отомстила ей музыка за «манежи и арены», где «мильон меняют по рублю». Миллионный талант, разменянный на строчки хит-парадов, и атмосфера московского концерта, которую атмосферой-то назвать нельзя. Более или менее ритмичные хлопки на «Токкате и фуге ре-минор» Баха, на Вивальди (который Storm), вежливые хлопки в паузах... народ откровенно тосковал. А шоу было подготовлено отлично: на сцене -- огромный тетраэдр, увешанный фонарями, драпированный белым задник, прекрасный свет. Посмотреть было на что помимо самой госпожи Мэй. Ударный момент -- дуэт Ванессы и барабанщика, вышедшего из-за установки, чтобы стучать по разнообразным тамбуринам, шейкерам и даже по полу. И при этом в ходе концерта -- какие-то досадные промахи вроде расстроившейся скрипки...
Удался финал основной части выступления -- Ванесса играла композицию Destiny с последнего альбома с «говорящим» названием Subject To Change -- «Подверженная переменам». Это лучшая композиция альбома, который Ванесса записала самостоятельно, освободившись от влияния мамы, указывавшей ей путь в crossover-classics... На нем и нет «кроссовера», но больше там тоже ничего нет. Так вот, во время исполнения эффектной Destiny эффектная Ванесса вышла в VIP-партер и недолго там побродила. Наконец публика немного зажглась и стала требовать ушедшую было Мэй на «бис». Были повторены два номера из основной программы -- исчерпали тему. Невероятно, но факт -- свет в зале зажегся, еще когда музыканты (без Ванессы) стояли на сцене, -- они приготовились к еще одному бису!
Наверное, когда-то она была вундеркиндом, необычным талантом и виртуозом. Но это совсем другая история.
Александр БЕЛЯЕВ