|
|
N°231, 18 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Покажи то -- не знаю что
В Санкт-Петербурге проходит фестиваль «Абстракция»
В Русском музее демонстрируется новый проект. Половина залов корпуса Бенуа Михайловского дворца и третий этаж Мраморного дворца отдали абстрактному искусству. Измерять грандиозность замысла Йозефа Киблицкого и Елены Петровой (кураторы выставки) можно погонными метрами растянувшихся по залам живописных холстов (в корпусе Бенуа) и графических листов (в Мраморном дворце). В Мраморном дворце можно также увидеть несколько витрин с супрематическим фарфором, несколько инсталляций и пару абстрактных фотографий. Львиная доля экспонатов хранится в фондах Русского музея. Некоторые работы художники привезли из собственных мастерских. Кое-что удалось получить из Третьяковской галереи.
Естественно, начинается все с композиций Василия Кандинского, Павла Филонова, Михаила Ларионова, Ивана Клюна, Любови Поповой, Александры Экстер. Затем, за вычетом печального для абстракции периода 30--40-х, следует раздел, посвященный нонконформистам пятидесятых. Имена звучные: Юрий Злотников, Михаил Шварцман, Эдуард Штейнберг, Элий Белютин. Их творения соседствуют с нефигуративным искусством младших современников, среди которых Феликс Волосенков, Евгений Михнов-Войтенко, Виталий Кубасов, Борис Марковников, Дмитрий Лион, Наталья Жилина, Гариф Басыров.
Честно говоря, до конца дворцовых анфилад с километрами кривляющихся линий и текущих пятен дойдет не всякий. По мере удаления от спасительного авангарда 10--20-х экспозиция все больше напоминает стильный офис. На белых стенах -- эффектные цветовые пульсации. Их художественная ценность оказывается обратно пропорциональной гигантскому количеству представленных работ. Если перед одной картиной Злотникова можно размышлять о неких философско-метафизических проблемах, космизме и духовности, то после 1201-го обрызганного краской полотна (согласно пресс-справке, число работ, участвующих в выставках, -- «ок. 1200») хочется пойти помедитировать перед творениями Перова, Ярошенко или Сергея Герасимова.
Причина раздражения -- в традиционной для Русского музея концептуальной тавтологии. Если помните, несколько лет подряд музей представляет мегапроекты, собранные по принципу: искусство -- оптом. «Красный цвет в русском искусстве», «Символизм в России», «Романтизм в России», «Импрессионизм в России», «Портрет в России», «Сказка в русском искусстве», теперь -- «Абстракция в России»... Каждая из этих выставок стала поводом максимально показать собственные фонды и издать роскошный дорогущий каталог. Любой из проектов помпезен, коммерчески успешен и... не очень состоятелен в профессиональном плане. Во всех случаях создается впечатление, будто кураторы заключили с посетителями Русского музея негласный договор: вы, ребята, и так все понимаете. И про романтизм, и про символизм, и про абстракцию. Ничего нового мы не скажем. А просто проиллюстрируем ваши и наши какие-то общие впечатления на заданную тему. Взгляд и нечто. Если «романтизм» -- значит, должно быть много бурь и лунных пейзажей. Если «импрессионизм» -- тоже много пейзажей, но с залитыми солнцем верандами. Если «абстракция» -- стало быть, нефигуративность.
Кураторы не дали себе труда спроектировать территорию абстрактного искусства. Границы часто нарушаются (ученик Матюшина Борис Эндер рисует зеленую и вполне реальную траву на большом холсте -- для авторов выставки это тоже абстракция). Направления внутри стиля (геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, конструктивизм, минимализм) экспозиционно никак не проартикулированы. Потому вся затея оставляет впечатление пестрого салона.
Профессиональная небрежность организаторов сослужила абстракции плохую службу. В такой салонной (хотя и приятной в дизайнерском плане) развеске абстракционизм выглядит весьма старомодно. Кажется, что он буксует на месте как минимум с 1950-х годов. Его некогда мощная энергетика иссякла. Новых идей почти нет.
Спасательным кругом для организаторов могли бы стать практики актуального искусства, когда абстракционизм становится частью мультимедийных проектов, определяет стиль перформансов с минималистской музыкой и/или компьютерной анимацией. Кстати, главная удача вернисажа, по моему мнению, не презентация двухтомного каталога-гиганта, а отличный показ супрематической моды, подготовленный художниками-участниками, а также суперский музыкальный перформанс Metallic Beach (кураторы Сергей Соколов, Роланд Шал). Эти импровизированные акции вселили надежду, что другие мероприятия фестиваля окажутся менее пафосными, зато более внятными и занятными. Все-таки в проекте «Абстракция в России: XX век» участвуют 23 петербургские галереи и более 150 художников. К чести организаторов Русский музей подготовил также интернет-портал «Абстракция». С его помощью можно познакомиться с содержанием экспозиции в стенах музея и другими выставками проекта. Войдите в Интернет и наслаждайтесь.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Санкт-Петербург--Москва