Семен Вайншток полемизирует с Минпромэнерго о механизме объединения «Транснефти» и «Транснефтепродукта»
Президент «Транснефти» Семен Вайншток вступил в заочную полемику с Минпромэнерго по поводу деталей предстоящего
слияния его компании с «Транснефтепродуктом». Как он заявил вчера в прямом эфире телеканала «Вести», комментируя механизм поглощения, «будет сделана дополнительная эмиссия как обыкновенных, так и привилегированных акций». Между тем еще два дня назад замруководителя Минпромэнерго Андрей Дементьев сообщил журналистам, что выпуск привилегированных акций «не предполагается».
Дискуссия об условиях и объеме допэмиссии «Транснефти» началась после опубликования указа президента России Владимира Путина, предусматривающего внесение 100% акций «Транснефтепродукта» в уставный капитал нефтетранспортной монополии за счет выпуска обыкновенных акций. В то же время в указе говорилось о том, что доля государства в обновленной «Транснефти» должна быть не менее 75%. Сейчас уставный капитал «Транснефти» на 75% состоит из обыкновенных акций, принадлежащих государству, и на 25% -- из привилегированных, находящихся в свободном обращении. Кто именно является на сегодня миноритарными акционерами, «Транснефть» не разглашает. Таким образом, указ допускает возможность сохранения текущего баланса между государственной и частной долями в компании, а значит, и выпуск дополнительных привилегированных акций, о котором и говорит г-н Вайншток.
В «Транснефти» вчера пояснили «Времени новостей», что заявление президента компании было неким «предположением» о возможном развитии ситуации. «Решение по этому вопросу принимаем не мы, а «Росимущество», -- отметил вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. -- Нам же по большому счету все равно, будут привилегированные акции или нет». В Минпромэнерго вчера отказались комментировать ситуацию.
Подобные разночтения говорят о том, что в правительстве до сих пор нет единого видения дальнейшей работы новой нефтепроводной монополии. С одной стороны, сейчас все сильнее прослеживается тенденция к усилению государственного контроля за отраслью в целом и ее транспортной составляющей в частности. В этой связи и чиновники, прежде всего министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, и представители «Транснефти» до сих пор не исключают возможности передачи ей 24-процентной российской доли в Каспийском трубопроводном консорциуме, единственном частном магистральном нефтепроводе, проходящем по территории России. С другой стороны, «Транснефть» сейчас сильно нуждается в средствах для финансирования сразу двух мощнейших проектов -- строительства нефтепровода из Восточной Сибири к побережью Тихого океана (ВСТО) стоимостью 13,2 млрд долл. и ответвления от «Дружбы» в обход Белоруссии (эксперты оценивают его в 2--2,5 млрд долл.). Причем, как признался на этой неделе г-н Вайншток, реализация проектов дорожает на глазах. «За четыре с половиной месяца только стоимость ВСТО выросла на 40%», -- пожаловался он журналистам. Поэтому «Транснефть» напрямую заинтересована в выпуске допэмиссии «префов» и размещении их среди инвесторов.
В случае же увеличения только количества обыкновенных акций доля владельцев «префов» будет размыта, и они потеряют в дивидендах. «Мы и так очень бережно и трепетно относились к нашим миноритариям. И в результате объединения действий, которые бы ухудшили их положение, конечно же не будет», -- постарался успокоить их вчера г-н Вайншток.
Так что в ближайшее время, надо полагать, обсуждение механизма объединения «Транснефти» и «Транснефтепродукта» придет к дилемме: государство должно либо сократить долю миноритарных акционеров нефтепроводной монополии, либо вынудить их платить за сохранение этой доли. В первом случае «Транснефти» придется занимать больше денег на новые проекты, чем во втором.