Главной темой переговоров российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в Белграде стала косовская проблема и пути ее решения. На вопросы газеты «Время новостей» о том, какая судьба может ожидать край Косово, отвечает руководитель американского исследовательского Филадельфийского центра по проблемам международной политики и противодействия терроризму Майкл РАДУ.-- Не могу сказать когда,
но Косово обретет статус независимой республики. Независимость края может стать причиной для военного конфликта между Сербией и республикой Косово. Албания останется в стороне от боевых действий. Напомню, что, несмотря на коллапс экономики и развал страны, вооруженные силы Сербии остаются пока самыми сильными на Балканах.
-- Что вы скажете об албанских вооруженных формированиях в Косово?-- Официально собственной армии косовары не имеют. Освободительная армия Косово (ОАК) была распущена в 1999 году. Вместо нее были созданы силы по защите Косово. В реальности они представляют собой военизированную националистическую организацию с криминальным подтекстом. Представители сил по защите Косово замешаны в преступлениях против человечества, в контрабанде наркотиков и оружия, в снабжении «живым товаром» европейских борделей. Они имеют хорошо налаженные связи с итальянской мафией, например, в Калабрии. Против нынешнего премьер-министра Косово Агима Чеку и его коллег по ОАК Белград выдвинул в Гаагском трибунале обвинения в преступлениях против человечества. Дело бывшего полевого командира ОАК и экс-премьера Косово Рамуша Харадиная уже рассматривается Гаагским трибуналом, обвинившим его в совершении военных преступлений.
-- Как вы оцениваете позицию России в вопросе косовского урегулирования?-- Позицию России, предлагающую решить проблему Косово с учетом интересов Сербии, можно оценить положительно. Москва вновь продемонстрировала, что она традиционно выступает за сохранение территориальной целостности Сербии. Не исключено, что Москва опасается создания прецедента, который может быть использован Чечней, если она вновь решит выйти из состава федерации. Во всяком случае Россия взяла паузу в своих отношениях с непризнанными государствами на территории СНГ.
-- Может ли реализация плана Ахтисаари создать прецедент для признания независимости Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья?-- Думаю, что Косово сильно отличается от непризнанных республик на постсоветском пространстве и ни при каких условиях не может стать основой для признания их независимости. Южная Осетия и Абхазия, где значительная часть населения являются российскими гражданами, не смогли бы долго протянуть без поддержки России. Однако проблемы этих непризнанных республик могут быть решены путем переговоров между Тбилиси и Москвой. Сложнее ситуация с Приднестровьем, которое мне очень напоминает Косово. Это такая же «черная криминальная дыра» в причерноморской зоне, которая не желает оказаться под контролем Молдовы или Украины. Да и влияние Москвы на Тирасполь весьма преувеличено.
-- Как вы оцениваете план Ахтисаари?-- План Ахтисаари, подразумевающий предоставление Косово так называемой «подконтрольной независимости», представляет собой новейший образчик «общеевропейской» дипломатии. Ну, какая это подконтрольность, если она разрешает Косово иметь собственные вооруженные силы, правительство, участвовать в работе международных организаций, таких, как ООН, дает право на выпуск собственных денег и право иметь свой государственный флаг? Предусматривается, что ограниченный суверенитет Косово будет осуществляться под «зонтиком» Евросоюза. Возникает вопрос: собирается ли ЕС как-то контролировать деятельность властей Косово?
Косово с полуграмотным населением и криминальными вооруженными формированиями представляет собой «черную дыру» в центре Балкан. Сегодня Косово мне напоминает Чечню образца 1995--1999 годов или Приднестровье в 1990-м. Если руководствоваться планом Ахтисаари, то на территории Косово может появиться моноэтническое криминальное государство, из которого быстро разбегутся остатки национальных меньшинств, привлекая своими слезами внимание сначала Европы, а потом и военно-воздушных сил США.
-- Насколько косовская проблема важна для нынешней администрации США?-- Она не представляет особого интереса для американской администрации. Косово да и Балканы в целом больше привлекают к себе страны ЕС, чем Вашингтон. Но каждое государство -- член Евросоюза рассматривает Косово с точки зрения собственных интересов. Поэтому ЕС до сих пор не в состоянии самостоятельно решить проблему статуса края.
-- Есть ли в США албанское лобби?-- Конечно, и очень сильное. Наиболее влиятельное албанское лобби существует в Нью-Йорке. Албанцы, обосновавшиеся в Нью-Йорке, имеют большое влияние на СМИ. Это объясняет уступчивость администрации США в вопросе о независимости Косово.