|
|
N°136, 29 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кого изберут полпреды
Владимир Путин поставил задачу перед своими полномочными представителями в федеральных округах -- оказать содействие избирательным комиссиям и помочь населению в получении объективной, достоверной информации о кандидатах на посты глав субъектов федерации в связи с предстоящими региональными выборами. «Нельзя никому позволять спекулировать на отношениях с президентом, администрацией президента, полпредами. Никаких особых отношений у нас не было, нет и быть не может", -- заявил президент.
Говоря о деятельности своих полпредов в федеральных округах, г-н Путин отметил, что прошло достаточно много времени с того момента, "как мы модернизировали институт представителей президента в регионах". "Сейчас можно уже подвести промежуточную черту", -- сказал Владимир Путин.
Региональные выборы действительно первое важное испытание для президентских наместников. Можно выбрать самое красивое и заметное здание в столице федерального округа, можно набрать огромный штат высокооплачиваемых чиновников, можно носиться кортежем с мигалками по дорогам, распугивая кур и провинциальных автолюбителей. Это все славно. Но реальную власть в федеральных округах постпреды президента продемонстрируют только тогда, когда к концу года окажутся избранными те губернаторы, президенты республик и мэры городов, на которых они поставят.
Можно с достаточной уверенностью предположить, что условием успеха для наместников в этом марафоне будет не количество звезд на погонах, а способность в короткий срок подчинить себе необходимые для избирательной кампании организационные ресурсы. Это контроль над региональными СМИ, силовыми структурами, региональными избирательными комиссиями, главами районных администраций.
Кроме всего прочего, наместникам придется преодолеть искушение «легкой прогулки» в ходе этих избирательных кампаний. После триумфальной победы действующего президента без использования традиционных методов ведения избирательных кампаний может сложиться представление, что все эти избирательные технологии и не нужны, в России без них можно обойтись. Это будет роковым заблуждением. Такая ситуация, которая возникла для Путина при выборах президента, бывает раз в столетие, и при вполне определенном, достаточно нехарактерном сочетании общественно-политических настроений. Ни местных Ельциных, ни Путиных в регионах пока не наблюдается. Следовательно, работать придется по полной программе с использованием всех упомянутых ресурсов.
В том случае, если руководитель федерального округа примет решение поддержать действующего губернатора или мэра, проблемы возникнут только с наиболее одиозными фигурами, которые могут и не принять избиратели, а с организационными ресурсами все будет достаточно просто. Значительно сложнее будет тогда, когда президентские наместники самостоятельно или с подачи администрации президента будут пытаться сменить действующего губернатора. Рассмотрим, на какие ресурсы они могут сейчас рассчитывать.
Средства массовой информации. Средств массовой информации федеральных округов не существует, и появятся они не скоро. Федеральные СМИ в условиях одновременного ведения 35 кампаний в регионах и достаточно бурной политической жизни в центре значимую информационную поддержку оказать не смогут. Региональные же СМИ, особенно электронные, практически полностью зависят от губернаторов и кадрово, и материально. Заставить их развернуться против действующей региональной власти в кратчайшие сроки будет затруднительно.
Силовые структуры. Несомненно, проявят лояльность по отношению к новым наместникам центральной власти, особенно к тем, что в погонах. Смогут в значительной степени ограничить ту противозаконную деятельность губернаторов в ходе избирательной кампании, которую теперь принято называть «новыми избирательными технологиями». Но этого будет недостаточно для победы оппозиционных кандидатов.
Региональные и участковые избирательные комиссии. Как и СМИ, находятся под жестким контролем региональных руководителей. Они пестовали и отбирали эти комиссии не один год и так просто контроль над ними не отдадут.
Руководители районных администраций. Спрогнозировать их поведение наиболее сложно. В выборе между новым и старым начальством, скорее всего, будут придерживаться вооруженного нейтралитета. И будут по-своему правы: власть наверху еще сколько раз реорганизуется и переменится, а им свои районы надо кормить и себя не забывать.
Если подвести итоги этого экспресс-анализа, то можно отметить, что руководители федеральных округов пока не обладают достаточными организационными ресурсами для того, чтобы вступить в схватку с наиболее мощными региональными баронами, но некоторых наиболее одиозных им свалить все же удастся.
Владимир ЖАРИХИН, заместитель председателя Межрегионального фонда президентских программ