Время новостей
     N°69, 19 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.04.2007
Африка отдыхает
Российские самолеты падают чаще всех
Воздушные трассы России и других стран СНГ оказались в 2006 году самыми опасными на свете. Согласно опубликованному на днях докладу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), полеты гражданских самолетов в нашей стране заканчиваются катастрофами вдвое чаще, чем в Африке, и в 13 раз чаще, чем в среднем по миру. Отраслевые эксперты отмечают, что хотя доклад не открывает никаких ранее неизвестных фактов, он наносит сильнейший удар по репутации воздушного транспорта.

В Министерстве транспорта России, однако, считают, что выводы IATA не повлекут за собой никаких непосредственных последствий для российских авиакомпаний, летающих за рубеж. Напротив, в Минтрансе надеются, что в скором времени Еврокомиссия снимет претензии, предъявленные ею девяти российским авиаперевозчикам в начале 2007 года. Сейчас в России находится инспекционная группа Еврокомиссии, по результатам работы которой эта проблема может быть «сдана в архив».

Ежегодный доклад об авиационной безопасности, опубликованный IATA 16 апреля, выдержан в целом в оптимистических тонах. «Воздушный транспорт остается самым безопасным способом передвижения», -- заявил, представляя доклад, генеральный секретарь IATA Джованни Бизиньяни. Статистика 2006 года свидетельствует, что на один миллион полетов, совершенных в мире, в среднем приходилось 0,65 серьезной аварии реактивных самолетов (серьезной IATA в данном случае считает такую аварию, при которой разрушается фюзеляж воздушного судна). Это на 14% лучше, чем было в 2005 году. Авиакомпании -- члены IATA показали еще лучший результат: 0,48 аварии на миллион полетов (т.е. менее одной на 2 млн полетов).

«Однако не все регионы мира демонстрируют одинаковый уровень безопасности», -- отмечается в докладе. И хуже всех выглядят страны СНГ, где количество разрушенных фюзеляжей в 2006 году составило 8,6 на миллион полетов. Это вдвое больше, чем у следующего по аварийности региона -- Африки (4,31) и в 13 раз хуже, чем в среднем по миру. Показатели аварийности Северной Америки (0,49) и Европы (0,32) отличаются от российских на порядок.

«В 2005 и 2004 годах у России и стран СНГ были нормальные позиции, но произошедшие в минувшем году катастрофы, к сожалению, все изменили», -- так вчера прокомментировал журналистам эти данные министр транспорта России Игорь Левитин. По данным Минтранса, в 2006 году с гражданскими воздушными судами российской коммерческой авиации произошло пять катастроф, в которых погибло 308 человек, и одна авария (по российской классификации катастрофой считается авиационное происшествие, в котором погибли люди, а аварией -- то же самое, но без человеческих жертв). Основная масса жертв пришлась на две катастрофы, произошедшие при выполнении регулярных рейсов. Самолет А310 авиакомпании "Сибирь" разбился 9 июля при посадке в аэропорту Иркутска (погибло 124 человека), а Ту-154 компании "Пулково" упал 22 августа в районе Донецка (170 погибших). Обе пострадавшие компании -- члены IATA.

Кроме того, в 2006 году на территории России потерпели крушение два иностранных самолета. 29 марта при посадке в аэропорту Домодедово произошла авария самолета Ил-62 ливийской авиакомпании Libavia. Никого, кроме членов экипажа, на его борту не было, и жертв удалось избежать. Зато когда 2 мая в Черное море на подходе к Сочи упал А320 авиакомпании Armavia (Армения), погибли все 113 находившихся в нем пассажиров и членов экипажа.

В 2006 году в российской авиации также были отмечены 892 инцидента (опасных ситуаций, которые могли бы завершиться аварией, но повезло) и 100 повреждений воздушных судов на земле. В 2005 году воздушных катастроф в России было больше -- семь, но людей в них погибло меньше -- 56.

Руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев сказал вчера «Времени новостей»: «Доклад IATA -- очевидный удар по имиджу российской авиации, и с этой точки зрения ничего хорошего нам ждать не приходится». В то же время эксперт не считает, что приведенные в докладе данные могут немедленно повлечь за собой неприятные для России меры со стороны авиационных администраций других стран. «IATA -- отраслевая неправительственная организация, объединяющая авиакомпании и турагентства. Она пользуется большим международным авторитетом, но не уполномочена кому-либо что-либо запрещать или накладывать на кого-либо какие бы то ни было санкции. Сделать это могут национальные авиационные администрации. Однако важно понимать, что сама по себе катастрофа и для авиационных властей не может служить поводом для санкций и, строго говоря, даже не является симптомом снижения уровня авиационной безопасности. Только если при расследовании катастрофы выяснится, что компания допустила снижение этого уровня, а также если такие данные будут получены в ходе обычной инспекционной проверки, без аварий и катастроф, вот тогда вопрос об ограничении деятельности авиакомпании (или всех авиакомпаний отдельной страны -- бывало и такое) встает на повестку дня».

Комиссии, расследовавшие российские авиакатастрофы 2006 года, не нашли в этих трагических случаях вины авиакомпаний или государственных органов управления гражданской авиацией.

«Руководство Минтранса разделяет озабоченность состоянием безопасности в гражданской авиации, -- заявили вчера «Времени новостей» в пресс-службе ведомства. -- По этому поводу министерство предпринимало и предпринимает энергичные меры, вне зависимости от публикации доклада IATA». В ближайшее время Минтранс рассчитывает на разрешение проблем с полетами в Европу, возникших в феврале этого года у девяти российских авиакомпаний («Аэро Рент», «Татарстан», «Атлант-Союз», «Авиакон Цитотранс», «Центр Авиа», «Газпромавиа», «ЛУКОЙЛ-авиа», «Русское небо» и UTair). Еврокомиссия тогда обвинила их в несоблюдении норм авиационной безопасности, и Минтранс России, опережая возможные санкции со стороны европейских коллег, своей властью, с 12 февраля 2007 года, ограничил права этих компаний совершать чартерные рейсы в страны Европейского союза.

На этой неделе инспектировать положение дел в наказанных авиакомпаниях в Россию прибыл руководитель рабочей группы Еврокомиссии по авиатранспортной безопасности и экологии Роберто Сальварани. Завтра он должен обсудить результаты своей поездки с министром Игорем Левитиным. «По нашей информации, авиакомпании выполняют предписанные им меры. Мы надеемся, что после инспекции этот вопрос будет снят», -- сказали «Времени новостей» в пресс-службе Минтранса.

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Авиакатастрофы в России