Генпрокуратура вчера объявила о возбуждении уголовного дела в отношении губернатора Амурской области Леонида Короткова. Он навлек на себя подозрения в превышении должностных полномочий. Выразилось это, как полагает прокуратура вверенного ему региона, в том, что г-н Коротков профинансировал местный футбольный клуб «Амур», искусственно завысив тарифы на электроэнергию для населения региона. Ущерб от таких действий чиновника, по мнению следствия, составил 41 млн рублей.
В принципе заведение уголовных дел на действующих губернаторов давно уже перестало быть чем-то особо выдающимся для федеральных властей. Однако среди прочих глав регионов
г-н Коротков в этом смысле все равно может считаться первопроходцем. Он оказался первым попавшим под следствие губернатором, занявшим (вернее, сохранившим) свой пост уже по новой схеме назначения глав регионов, введенной в 2004 году. Таким образом, создан своеобразный прецедент, означающий, что тот или иной губернатор, ранее уже ставивший вопрос о доверии ему перед президентом Путиным и получивший таковое, все равно не застрахован от уголовного преследования до окончания очередного срока своих полномочий.
Что касается самого г-на Короткова, пока его дальнейшая судьба остается неясной. С одной стороны, как показал опыт многих других глав регионов, возбуждение против них уголовных дел вовсе не обязательно означает принудительный уход с должности
(см. справку) и тем более доведение таких дел до логического конца, то есть попадание на скамью подсудимых. С другой стороны, тучи над головой губернатора Короткова сгустились сколь неожиданно, столь и густо. Столько претензий, причем самых разнообразных и предельно адресных, сколько высказала вчера прокуратура в адрес г-на Короткова, до сих пор единовременно никогда не вдвигалось в адрес проштрафившихся глав регионов.
Пока г-н Коротков со следователями не общался даже в качестве свидетеля. Но в прокуратуре вчера отметили, что уже в ближайшее время следствие может предъявить ему официальные обвинения, после чего суд должен будет избрать губернатору меру пресечения, а кроме того не исключено, что может быть возбуждено еще одно, а то и несколько уголовных дел. Если все так и произойдет, то в суде автоматически встанет вопрос о временном отстранении чиновника от должности. (Поскольку речь идет о предполагаемом преступлении, связанном с непосредственным исполнением чиновником своих обязанностей, прокуратура в таких случаях, как правило, всегда настаивает, что подозреваемый, оставаясь в должности, может повлиять на объективность расследования.) А в такой ситуации, как показывает опять же опыт других опальных губернаторов, недалеко и до того, что уже президент посчитает г-на Короткова утратившим его доверие.
Кроме того, ситуацию г-на Короткова усугубляет и тот -- по нынешней жизни принципиальный -- факт, что расследование его деятельности прокуратура начала с подачи партии «Единая Россия». Причем еще в 2005 году, когда глава Амурской области в первых рядах среди других глав регионов поставил вопрос о доверии перед президентом Путиным и о его переназначении в должности, «Единая Россия» уже имела своего кандидата на эту должность. И кандидат этот был отнюдь не простым партийцем. В списке «достойных», направленном тогдашним полпредом президента в Дальневосточном округе Константином Пуликовским в Кремль, из которых и выбирался глава Амурской области, по сообщениям СМИ, помимо г-на Короткова значился и Владимир Грызлов -- начальник Дальневосточного высшего военного командного училища им. Рокоссовского, а «по совместительству» еще и двоюродный брат спикера Госдумы и лидера «Единой России» Бориса Грызлова.
Став губернатором, Леонид Коротков еще раз досадил партии власти. В марте 2005 года на выборах в парламент он создал блок "Мы за развитие Амурской области", объединивший отделения Партии жизни, "Яблока" и местное движение "За родное Приамурье". Этот блок победил на выборах, набрав на 1% голосов больше, чем единороссы.
На этом фоне тем более показательным представляется и тот факт, что поводом для преследования губернатора Короткова послужила история почти четырехлетней давности, ни для кого в регионе не являвшаяся секретом.
Основанием для возбуждения уголовного дела в отношении г-на Короткова послужили материалы Счетной палаты (СП), куда в начале этого года поступило письмо за подписью региональных депутатов фракции «Единая Россия». Они просили СП разобраться, почему пост главы региона занимает человек (г-н Коротков), который за счет простых граждан финансирует футбольный клуб «Амур», президентом которого и является.
При проверке оказалось, что корни этой истории уходят в 2003 год. Так, СП установила, что 2 декабря 2003 года г-н Коротков обратился с письмом в Региональную энергетическую комиссию (РЭК) РФ по Амурской области с предложением включить расходы на содержание ФК «Амур» в тариф на электроэнергию. Уже 4 декабря совет директоров ОАО «Амурэнерго» якобы одобрил это предложение, и под видом благотворительной помощи подписал документ об увеличении энерготарифа для населения на 0,8 коп. за кВт ч. Новые тарифы стали действовать с 23 декабря 2003 года, и, как было установлено в ходе проверки, за 2003--2004 годы обладминистрация перевела на счета «Амура» 41 млн руб. Кроме этого, выяснилось, что еще 4 млн руб. были переведены со счетов обладминистрации под тем же благовидным предлогом на счета нескольких учреждений, в том числе детских. Все материалы проверки СП были переданы в Генпрокуратуру, и глава ведомства Юрий Чайка поручил прокуратуре Амурской области провести их срочную проверку.
Результаты не заставили себя долго ждать. Уже 29 марта 2007 года областная прокуратура объявила о первых выявленных нарушениях. Так, как сообщала тогда Генпрокуратура, выяснилось, что при устройстве на работу факт «о наличии у них долей участия в уставных капиталах коммерческих организаций» скрыли девять сотрудников администрации Амурской области -- начальник департамента агропромышленногокомплекса Александр Нестеренко (ООО «Амурский крестьянский центр»); начальник департамента ЖКХ Алексей Майоров (ООО «Эководсервис»); начальник департамента архитектуры и строительства Федор Бельчиков (ООО «76-ойл-Амур» и ООО «Экспо-Строй»); начальник департамента по промышленности, транспорту и связи Виктор Выродов (ООО «Амурский депозитарно-фондовый центр»); начальник управления по физической культуре и спорту Анатолий Ковалев (ООО «Студия Зебра»); замначальника департамента образования Юрий Михальченко (ЗАО «Благинвест», ООО «Брокерская фирма «Городское общество страхования», ООО «Центр социально-психологических технологий «Акцент»); первый замначальника департамента агропромышленного комплекса Виталий Худолеев (ООО «Амурская нива»); замначальника департамента экономического развития и внешних связей Валерий Паршинков (ООО «Золотопромышленная компания «Маркос-Амур»). Как отмечала прокуратура, эти чиновники на протяжении нескольких лет заключали госконтракты на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг с большим количеством коммерческих предприятий.
Затем региональная прокуратура уличила уже самого г-на Короткова в том, что он тоже пользовался своим служебным положением. Выразилось это в том, что амурский губернатор в свое время побывал в Канаде по служебным делам за счет средств ООО «Березитовый рудник», тогда как «федеральное законодательство категорически запрещает госслужащим выезжать в служебные командировки за счет так называемых спонсорских средств -- юридических и физических лиц». Кроме того, облпрокуратура посчитала, что своими действиями губернатор создал предпосылки для «возникновения конфликта интересов» и нарушений закона вследствие бесконтрольности сотрудников обладминистрации. Тем не менее тогда уголовное дело ни в отношении главы региона, ни в отношении его подчиненных возбуждать не стали, ограничившись лишь предупреждением и напоминанием о необходимости устранить все выявленные недостатки до 13 апреля.
Но поскольку этого не произошло, прокурор Амурской области Вячеслав Сизов вчера возбудил в отношении губернатора уголовное дело. Одновременно было возбуждено еще одно дело -- по статье «халатность» в отношении нескольких сотрудников департамента социальной защиты населения обладминистрации. Из материалов этого дела следует, что в 2005 году данный департамент по распоряжению г-на Короткова незаконно закупил на бюджетные средства 26 списанных неисправных южнокорейских автобусов на сумму более 22 млн руб., нанеся тем самым ущерб казне области на сумму чуть более 300 тыс. рублей.
Также прокуратура не исключает, что в ближайшее время может появиться еще одно уголовное дело -- по факту нецелевого расходования бюджетных средств. При изучении финансовых документов, изъятых в ходе обыска в обладминистрации, было установлено, что с 2005 по 2006 год из резервного фонда обладминистрации бесследно исчезли 30 млн руб. Причем, по сведениям прокуратуры, половину из этих денег губернатор перечислил различным коммерческим, общественным и муниципальным организациям региона. Куда исчезли остальные деньги, следствие пока не установило.
В ближайшем окружении губернатора считают, что все эти дела носят «заказной характер», что «просто он (г-н Коротков. --
Ред.) мешает наводить порядок в регионе, поэтому нужен другой человек». Один из ответственных сотрудников амурской обладминистрации отметил, что все эти финансовые проверки по субсидиям «не новость, об этом было известно давно, просто старались не выносить сор из избы».
Что же касается претензий в нецелевом расходовании средств резервного фонда, еще ранее вице-губернатор Амурской области Валентин Калита давал пояснения: деньги эти выделялись губернатором не самолично, а на основании обращений областного совета народных депутатов -- через муниципалитеты они перечислялись школам, больницам, учреждением культуры, ветеранским, детским и спортивным организациям с указанием цели платежа.
Леонид Викторович Коротков родился в январе 1965 года в городе Завитинске Амурской области. В 1987 году окончил факультет журналистики Дальневосточного госуниверситета, потом работал в редакции газеты «Амурская правда». В 1990 году на ежегодном конкурсе журналистов области получил приз «Золотое перо». В 1993 году был избран в Совет Федерации от Амурской области (став на тот момент самым молодым сенатором). В декабре 1995 года при поддержке КПРФ был избран в депутаты Госдумы, но в 1999 году его исключили из партии «за недостаточную активность в Госдуме и нарушение партийной дисциплины». В 2001 году г-н Коротков выдвинул свою кандидатуру на выборах губернатора Амурской области, на которых одержал победу во втором туре. После избрания губернатором сложил полномочия депутата Госдумы. В феврале 2005 года губернатор Коротков досрочно (его полномочия истекали в апреле 2005 года) поставил перед президентом Путиным вопрос о доверии и своем переназначении. Спустя две недели именно его кандидатура была внесена президентом на утверждение в должности губернатора на новый срок в областной совет народных депутатов. Несколько дней депутаты отказывались вносить вопрос о рассмотрении кандидатуры губернатора в повестку. Помогло вмешательство тогдашнего полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Константина Пуликовского, после чего кандидатура г-н Короткова была одобрена и утверждена.
Леонид Коротков женат, у него двое сыновей.
Губернаторы при делахВ октябре 2000 года возбуждено дело против
смоленского губернатора Александра Прохорова (хищения и незаконное финансирование дорожного строительства). В мае 2002 года он проиграл выборы. 22 сентября 2004 года приговорен к трем годам и амнистирован.
В январе 2002 года против
главы Ненецкого АО Владимира Бутова возбудили дело по злоупотреблению служебным положением, а 10 апреля 2002 года -- за неисполнение решения суда. В декабре оба дела закрыты по "реабилитирующим обстоятельствам". 22 августа 2003 года против него же возбудили дело за избиение инспектора ГАИ. 31 декабря 2004 года губернатор приговорен к трем годам условно.
25 апреля 2002 года возбуждено дело против
губернатора Курской области Александра Михайлова (растрата и мошенничество при покупке жилья). 27 января 2003 года дело закрыли за отсутствием состава преступления.Работает губернатором до сих пор.
30 сентября 2003 года тверского губернатора Владимира Платова обвинили в превышении полномочий и нанесении бюджету ущерба в 463 млн руб. 7 декабря он проиграл выборы. 11 ноября 2005 года приговорен к пяти годам тюрьмы. 27 апреля 2006 года Мосгорсуд снизил наказание до трех лет условно.
27 октября 2003 года против
губернатора Камчатской области Михаила Машковцева заведено дело по обвинению в халатности, а 17 марта 2004 года -- по обвинению в превышении полномочий. 19 декабря он переизбран губернатором. 10 июня 2005 года прокуратура прекратила дело "ввиду раскаяния". Готовится уйти в отставку в связи с укрупнением региона.
17 мая 2004 года областная прокуратура предъявила
саратовскому губернатору Дмитрию Аяцкову обвинения в злоупотреблении положением и превышении полномочий. 7 июля обвинения были сняты. Но губернатором президент его не переназначил.
1 июня 2004 года возбуждено дело по фактам нецелевого использования средств
ярославским губернатором Анатолием Лисицыным. 20 августа ему предъявлено обвинение в превышении полномочий. 4 апреля 2005 года дела прекращены в связи с истечением срока давности. Прошел процедуру переназначения по представлению президента и остался главой региона.
28 декабря 2004 года областная прокуратура возбудила уголовное дело против
самарского губернатора Константина Титова (злоупотребление служебным положением). 24 февраля 2005 года г-на Титова переквалифицировали в свидетеля. Пока работает в прежней должности.
23 мая 2006 года во время допроса был задержан
глава Ненецкого автономного округа Алексей Баринов. Его подозревают в мошенничестве и покушении на присвоение вверенного имущества с использованием служебных полномочий в период, когда он еще руководил ОАО "Архангельскгеолдобыча" в 1999--2000 годах.