|
|
N°69, 19 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ар нуво в звуках
Геннадий Рождественский открыл фестиваль «Скандинавская триада»
Сегодня в Большом зале Московской консерватории планируется второй концерт мини-фестиваля скандинавской музыки, инициатором которого стал прославленный дирижер Геннадий Николаевич Рождественский. Для реализации своего замысла маэстро пригласил давних, проверенных союзников: Государственную академическую симфоническую капеллу России под управлением Валерия Полянского, супругу-пианистку Викторию Постникову, сына-скрипача Александра Рождественского, а также нескольких солистов-вокалистов из московских театров.
Как всегда у Рождественского, программа подобрана с отменным вкусом и способна порадовать самых взыскательных музыкальных гурманов: четыре вечера публике предложено провести с музыкой трех скандинавских классиков -- датчанина Карла Нильсена, норвежца Эдварда Грига, финна Яна (Юхана Кристиана) Сибелиуса. Радость в том, что большинство сочинений в России звучит впервые. В частности, сегодня слушатели познакомятся с совсем не хрестоматийным Григом, его кантатой для баритона с оркестром «Открытие земли», сценами из неоконченной оперы на текст Бьернсона «Улаф Тригвассон». Эти российские премьеры прозвучат в пандан к знаменитым опусам -- сюите в старинном стиле «Из времен Хольберга» и фортепианному концерту (солистка Виктория Постникова).
В ставшее мифологическим 22 апреля объявлен премьерный Сибелиус: симфоническая кантата «Зарождение огня», музыка к шекспировской «Буре» и написанная в 1895 году кантата «По случаю коронации Николая II».
Пропустившим в понедельник первый концерт из сочинений Карла Нильсена шанс частично наверстать упущенное представится 27 апреля, когда в исполнении Симфонической капеллы под управлением Геннадия Рождественского будут сыграны поэмы и симфонии датского композитора. Малоизвестному в России Нильсену музыканты подарили два дня.
Весь цикл -- грандиозная экспозиция истории музыкального скандинавского модерна (или ар нуво) конца XIX -- начала XX века. Она дает возможность проследить генезис этого стиля (от хронологически раннего Грига до позднего Сибелиуса) и оценить скандинавский музыкальный ар нуво во всем великолепии его эмоциональных нюансов: погрузиться в сладкую сказочную дрему, пережить потрясение от представления ослепительно сверкающих планет. Отдельный бонус фестиваля -- преамбулы самого маэстро Геннадия Николаевича. В курс дела по поводу каждого исполняемого опуса он вводит с только ему присущей вдохновенной эрудицией и остроумием. Ну как забыть, например, пассаж о том, что на написание кантаты «Гимн любви» недавно обвенчавшегося Карла Нильсена вдохновило увиденное в Падуе полотно Тициана, на котором ревнивый муж лишает жизни ветреную супругу?
Сергей ХАЧАТУРОВ