Время новостей
     N°69, 19 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.04.2007
Голосуй, если сможешь
Мосгордума ужесточила закон о референдумах
Построение суверенной демократии в отдельно взятой Москве можно считать практически законченным. Решительно разобравшись с правами горожан на организацию митингов и шествий, депутаты Мосгордумы взялись и за регулирование их прав на волеизъявление. Референдум, инициированный снизу, городские единороссы сочли слишком дорогим удовольствием для столичного гражданского общества, а потому сделали все возможное, чтобы свести вероятность любого плебисцита к минимуму. Голосуя за новую редакцию закона «О референдуме в городе Москве», представители партии власти проигнорировали все аргументы и поправки оппозиционеров.

Помимо экономической мотивации, единороссами, судя по всему, двигала еще и полная уверенность в безынициативности избирателей, ни разу с 2004 года не воспользовавшихся своим правом решать насущные проблемы города при помощи плебисцита. К тому же в отличие от горожан московские депутаты «Единой России», напротив, хотят выглядеть гораздо инициативнее своих коллег из Госдумы -- городской закон, который формально пришлось изменять в угоду требованиям федерального законодательства, выглядит гораздо жестче общероссийского. Везде, где центр предлагал регионам «вилку» по срокам сбора подписей или количеству подписавших обращение в избирком, Москва установила самую жесткую норму.

В частности, московский закон требует, чтобы инициативная группа собрала в поддержку городского референдума 2% подписей от списочного состава избирателей (это максимум по федеральным нормам) и 5% -- для проведения плебисцита районного масштаба. Столичные коммунисты предлагали единороссам снизить эту планку вдвое, дабы, как утверждал депутат Мосгордумы от КПРФ Владимир Лакеев, приблизить ее к государственной практике проведения референдума, которая требует 2 млн подписей или 1,4% от списка избирателей.

«Требование сбора 140 тыс. подписей москвичей в короткие сроки является заведомо невыполнимым, -- пытался убедить коллег г-н Лакеев. -- Соответственно и закон работать не будет». Но эта поправка была отклонена.

По мнению разработчиков закона, выносимые на районный или городской референдум вопросы имеют «исключительно важное значение, поскольку касаются интересов всех жителей мегаполиса», поэтому подобные требования к инициаторам плебисцита представляются объективными. «Мы не выходим за рамки международной практики законодательства о референдумах, -- утверждает заместитель председателя фракции «Единой России» Татьяна Портнова. -- В некоторых штатах Северной Америки, например, необходимо собрать 50, 8 или 5%».

Представители фракции «Яблоко -- Объединенные демократы» и вовсе предпочли не вступать в борьбу с парламентским большинством. Лидер фракции Сергей Митрохин снял с голосования все подготовленные демократами поправки в закон, оговорившись, впрочем, что от своей позиции не отказывается, но делает это ввиду бесперспективности споров с теми, кто не воспринимает чужих аргументов.

Солидарно голосовавшие против коммунисты и демократы убеждены, что закон «О референдуме» в его нынешнем виде не дает возможности простым москвичам проявить свою гражданскую позицию. «Закон готовился не для граждан, а для партий», -- считает Владимир Лакеев. Разделяет это мнение и г-н Митрохин, считающий, что слишком сложно будет собрать инициативную группу из 300 человек для проведения общегородского референдума и сотню добровольцев -- для референдума районного. Впрочем, оппозиционеры считают, что и их партиям стать инициаторами плебисцита по актуальным для москвичей вопросам будет очень сложно. «Пять часов длилась у нас только консультация по регистрации заявки на проведение референдума инициативной группой в 100 человек с бригадой высококвалифицированных и весьма дорогих нотариусов, -- поделились опытом попытки провести плебисцит на федеральном уровне коммунисты. -- А если группа будет из 300 человек, понадобятся все 15 часов». Кроме того, оппозиционным партиям помешает установленный 30-дневный срок для сбора подписей, в который, по мнению г-на Лакеева, сможет уложиться только партия власти с ее административным ресурсом.

Единороссы, в свою очередь, убеждены, что все возможные уступки они сделали. Например, численность инициативной группы на местном референдуме будет дифференцироваться в зависимости от количества живущих в районе избирателей. По словам г-жи Портновой, население муниципальных районов неравномерно и его численность колеблется в пределах от 70 тыс. до 180 тыс. москвичей, поэтому и состав инициативной группы будет варьироваться от 50 до 100 человек.

Так же, как и оппозиционеры, представители «Единой России» в Мосгордуме аргументировали свою позицию заботой об избирателях. А точнее, о налогоплательщиках, которым референдум влетит в копеечку -- по оценке Московской городской избирательной комиссии, плебисцит оценивается примерно в 150 млн руб. К тому же в России решение референдума имеет законодательную силу. Именно поэтому, по словам Татьяны Портновой, единороссы так скрупулезно подошли к закону и тщательно его «выверили». «В ряде европейских стран референдум вообще запрещен, например в Германии, -- добавила она. -- Там органы власти считают, что, проводя имеющий силу закона референдум, они перекладывают свои обязанности на налогоплательщиков. А в США плебисцит носит исключительно консультационный характер».

При этом в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-жа Портнова признала, что референдум как способ пробуждения инициативы в горожанах и развития сознательного гражданского общества в столице единороссам неинтересен.

Юлия ХОМЧЕНКО