|
|
N°69, 19 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пятая республика
Поди узнай, откуда берется стабильность. Вот Пятая республика во Франции создавалась под одного конкретного человека -- генерала де Голля. Создавалась явно наспех и тем не менее существует уже полвека. Дольше продержалась только республика за номером III -- 70 лет. Остальные же, несмотря на амбиции, были скоротечны.
Первая: 1792--1804. От отмены монархии до воцарения Бонапарта.
Вторая: 1848--1852. От отречения Луи-Филиппа до воцарения Луи Наполеона Бонапарта, он же Наполеон III.
Третья: с 1870 до 1940-го. Уместилась между двумя позорными для истории Франции поражениями -- от поражения под Седаном до поражения от Гитлера.
Четвертая: с июня 1944 года, т.е. создания временного правительства, до 3 октября 1958-го.
Генерал де Голль, возглавлявший во время войны французское Сопротивление, был во главе правительства и в первый послевоенный период. Но он обладал довольно не характерной для политика чертой, был человеком принципиальным, а потому подал в отставку в январе 1946 года, поскольку не был согласен с проектом основного закона, подготовленным конституционной ассамблеей. И удалившись от дел, убеждался, что был он по большому счету прав. Республика под четвертым номером не способствовала разрешению многочисленных проблем, стоящих перед разоренной послевоенной Францией.
Слабая власть, невозможность создания устойчивого и стабильного парламентского большинства. Деколонизация, Алжирская война, экономические проблемы, в первую очередь инфляция. И через 12 лет после отставки, в июне 1958 года, страну был призван спасать снова де Голль. Тот вернулся, но на собственных условиях. Уже в сентябре того же года на референдуме принимается новая конституция. 4 октября она вступает в силу
В ноябре проводятся парламентские выборы -- избирается проголлистское национальное собрание. А в декабре сам де Голль избран президентом.
По новому основному закону глава государства избирается на семь лет.
Де Голль получает огромную власть и немедленно берется ее реализовывать, не всегда считаясь с общественным мнением. За свой первый срок он проводит валютную реформу, заключает Эвианские соглашения о независимости Алжира. Проводит конституционные поправки об избрании главы государства всеобщим (а не парламентским) голосованием. Выводит Францию из военной организации НАТО. Делает ее ядерной державой. И многое еще чего. В 1965 году он побеждает во втором туре своего главного противника Франсуа Миттерана. Но тремя годами позже сталкивается со студенческим восстанием. Он распускает парламент, и его сторонники уверенно побеждают на внеочередных выборах. Генерал хочет провести реформу сената, но неожиданно терпит поражение на референдуме. Как уже было сказано, де Голль был человеком принципов. Он подает в отставку и удаляется на покой. Но Пятая республика остается.
Исторический анекдот, но за истекшие полвека единственным, кто отбыл в Елисейском дворце два полновесных семилетних срока, был главный противник де Голля и Пятой республики Франсуа Миттеран.
Преемник де Голля, его соратник Жорж Помпиду пробыл у власти пять лет и скоропостижно скончался в должности президента.
Пришедший к власти в 1974 году центрист Валери Жискар д'Эстен семью годами позже проиграл Франсуа Миттерану, который в 1988 году переизбрался, победив во втором туре Жака Ширака.
Тот смог-таки прийти к власти семью годами позже и тоже отбыл два срока, но по его инициативе президентский мандат был сокращен на два года, до пяти лет. Поэтому Ширак пробыл во главе Франции 12 лет. 7+5. С 1995-го по 2007-й, когда он заявил, что не намерен баллотироваться на третий срок, хотя формально конституция ему этого не запрещает.
И вот теперь французы готовятся избрать очередного, шестого по счету президента Пятой республики. Откуда же взялась такая стабильность? Ведь конституция была написана второпях и практически под диктовку де Голля.
Дело, разумеется, не только в том, что наряду со своей революционной репутацией французы суть люди чрезвычайно консервативные. До сих пор основу их уголовного права составляет кодекс, сочиненный Наполеоном Бонапартом. Но главным достоинством голлистского наследия можно считать, пожалуй, тот факт, что Пятая республика делает практически невозможным приход к верховной власти экстремистов.
Мажоритарная двухтуровая система выборов президента и депутатов отсекает крайности по очень простой технологии. В первом туре избиратели голосуют «за». Т.е. отдают свой голос тому из кандидатов, кто им больше всех по душе. Во втором туре те, чей кандидат туда не пробился, выбирают из двух зол меньшее. Как, например, пять лет назад, когда соперником Ширака во втором туре оказался ультраправый Жан Мари Ле Пен.
Не самый популярный и не самый, наверное, лучший для Франции Ширак получил невиданную до тех пор поддержку. Поскольку люди голосовали не столько за него, сколько против Ле Пена. В свое время такой же «отлуп» получали и прорывавшиеся во второй тур коммунисты. Правда, в 80-е годы прошлого века социалисты решили поэкспериментировать и ввести пропорциональное голосование на выборах в национальное собрание, чтобы оградить себя от унизительного разгрома. Унижение они себе все равно заработали, а в парламент прорвался ультранационалистический «Национальный фронт». После чего мажоритарная система была восстановлена.
И вот теперь новые выборы. Большинство сходится в том, что после голосования в ближайшее воскресенье во второй тур выйдут Николя Саркози и Сеголен Руаяль и во втором туре, который состоится 6 мая, победу одержит Саркози. Возможны ли варианты? Вполне возможны.
Важно то, что Пятая республика все еще вполне действенный инструмент.
Елена КОСТОЧКИНА