Дума приняла абстрактный закон о доступе граждан к информации о деятельности государственных органов
Госдума одобрила вчера в первом чтении правительственный законопроект об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Цель документа -- сделать органы власти более открытыми и прозрачными. Однако на деле закон вовсе не обязывает госорганы публиковать информацию о своей деятельности. Определять перечень сведений, обязательных к публикации, должны сами министерства и ведомства на федеральном уровне и муниципалитеты -- на уровне местного самоуправления.
Суть законопроекта депутатам разъяснил заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. Он отметил, что документ реализует конституционное право граждан на получение информации о деятельности органов власти и информации о решениях, затрагивающих их права, свободы и законные интересы. «Законопроект устанавливает презумпцию открытости информации, если специально не установлен ее закрытый характер, а также если она не является государственной или служебной тайной», -- сказал г-н Шаронов.
По мнению чиновника, принятие законопроекта будет способствовать не только улучшению ситуации с правами человека, но и социально-экономическому развитию страны. «Сейчас Россия по прозрачности органов власти занимает 40-е место в списке из 48 стран, на две позиции опережая Нигерию. Между тем, по оценкам международной организации, которая оценивает информационную открытость, изменение на одно место в рейтинге в сторону улучшения ведет к увеличению среднегодового ВВП на душу населения, увеличению иностранных инвестиций примерно на 1% и сокращению инфляции примерно на 0,4%. Это связано с тем, что открытость власти повышает доверие к ней населения и инвесторов», -- рассказал депутатам г-н Шаронов.
Отдельно замминистра остановился на вопросе оплаты гражданами услуг по предоставлению информации. «Мы исходим из того, что информация должна предоставляться бесплатно, плата будет взиматься только за расходы на тиражирование и доставку информации. Это в том числе необходимо, чтобы исключить злоупотребление гражданами их правом на информацию. Есть такие примеры, когда граждане запрашивают фактически грузовики информации, и это достаточно накладно для некоторых органов», -- пояснил чиновник.
Документ также устанавливает форму предоставления информации: эта форма может быть устной, документированной, а также в виде электронного документа. В законе обозначены и способы подачи информации госорганами и органами местного самоуправления: обнародование и опубликование, предоставление по запросу (в течение 30 дней), присутствие граждан на заседаниях коллегиальных органов, размещение информации в сети Интернет и в общественно доступных местах -- например, на стендах.
Альтернативный документ с более категоричным названием «О гарантиях предоставления информации о решениях госорганов и органов местного самоуправления» подготовила группа депутатов. О нем коллегам рассказал один из авторов -- независимый депутат Владимир Рыжков. По его словам, главный недостаток правительственного варианта состоит в том, что документ является рамочным, а не законом прямого действия. «Порядок доступа к информации, перечень информации определяют ведомства. Вы можете себе представить, чтобы ведомства, входящие в состав правительства, приняли такой порядок, который откроет их максимально для граждан? Может быть, Минэкономразвития, как камикадзе, откроет информацию. Но я сильно сомневаюсь, что его примеру последуют другие ведомства. Здесь заложен конфликт интересов. Мы даем возможность устанавливать правила и объемы информации тем, кто ее сегодня скрывает, -- сказал г-н Рыжков. -- Наш законопроект исходит из противоположного подхода. Мы считаем, что законодатели должны определить и порядок, и перечень информации, которую чиновники обязаны будут предоставлять. Мы должны принуждать их к открытости, а не давать им право самим регулировать, что открывать, а что нет».
Владимир Рыжков также настаивает на том, чтобы информация всегда предоставлялась бесплатно. Депутат отметил, что, «исходя из политического состава Госдумы», скорее всего будет принят правительственный законопроект, но обещал к второму чтению тщательным образом подготовить поправки, дабы устранить имеющиеся в нем недостатки. В целом, по словам г-на Рыжкова, принятие эффективного и современного закона о доступе к информации позволит в течение первого же года в два раза
снизить уровень коррупции в стране.
В результате депутаты одобрили правительственный законопроект. Также были приняты два сопутствующих документа. Первый - поправки в закон о средствах массовой информации, уточняющие порядок предоставления прессе сведений о деятельности органов госвласти. Второй -- поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность чиновников за несвоевременное предоставление информации или за необоснованное отнесение сведений к гостайне. Такого рода правонарушения будут караться штрафом в размере от 20 до 30 МРОТ.