|
|
N°68, 18 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Великая грязная река
Повторит ли Янцзы судьбу Рейна?
Знаменитая река Янцзы находится в критическом состоянии. Этот вывод содержится в первом годовом отчете о состоянии этой водной системы, подготовленном учеными КНР. Сейчас, по данным Комиссии по водным ресурсам Янцзы, в эту великую реку и ее притоки сбрасывается 14,2 млрд тонн неочищенных стоков, то есть 42% всех жидких отходов Китая, сообщает сайт China Daily. Это приводит к тому, что все живое в реке постепенно гибнет. Еще в 50-х годах прошлого века из Янцзы ежегодно вылавливали 427 тыс. тонн рыбы, в 90-х годах прошлого века -- лишь 100 тыс. тонн. Некоторые виды животных полностью или почти исчезли. Например, в конце прошлого года большая международная экспедиция прочесала почти всю реку, но так и не смогла обнаружить ни одного белого дельфина. Эти уникальные млекопитающие встречались в Янцзы еще десять лет назад, но сейчас, по-видимому, окончательно вымерли. Комментируя выводы отчета о здоровье реки, Ян Гуйшань из Наньцзинского института географии и лимнологии Китайской академии наук, заявил, что влияние деятельности человека на экологию Янцзы во многом уже необратимо.
Кроме слива неочищенных стоков с заводов, из канализации и грязи, выбрасываемой тысячами речных суденышек, на флору и фауну реки плохо влияют и ирригационные проекты КНР. В частности, знаменитый проект «Три ущелья» -- гигантская плотина, недавно перегородившая Янцзы. Запертая дамбой река образовала крупнейшее водохранилище мира, с затопленных территорий были переселены тысячи людей. С одной стороны, «Три ущелья» уменьшили опасность разрушительных паводков в нижнем течении реки. С другой стороны, как утверждается в отчете, водохранилище крайне загрязнено пестицидами и другими небезопасными химическими соединениями. Китай вложил весьма солидную сумму в ликвидацию экологических последствий строительства (более полумиллиарда долларов только в одном 2002 году), но смягчить все неблагоприятные последствия явно не удалось. И хотя из экономических соображений сейчас предлагается еще более повысить урез воды в водохранилище, ученые советуют не торопиться: по их мнению, это может лишь ухудшить качество воды.
Но, возможно, не все так безнадежно плохо с главной рекой Китая. Дело, конечно, не в том, что Ян Гуйшань и его коллеги сгущают краски: наверняка их печальные выводы, как принято говорить, точно отражают объективную реальность. Тем не менее в истории человечества уже был весьма сходный случай, когда активное развитие промышленности практически погубило одну из великих рек. Но тогда совместными усилиями нескольких стран ситуацию удалось переломить. Речь идет о Рейне, который всего три десятка лет назад был практически мертвой рекой. Однако сейчас он «ожил», более того, утверждается, что вода в нем стала столь же чиста, как и сотню лет назад, в «дохимическую» эпоху.
Во второй половине XX века за Рейном закрепилось печальное прозвище главной европейской клоаки. И тогда он действительно напоминал сточную канаву -- после того как в течение многих десятилетий люди делали с рекой все, что им заблагорассудится, и мало задумывались о том, что восстановительные ресурсы Рейна далеко не бесконечны. С окрестных полей в воду смывались тонны химических удобрений. Заводы и фабрики сбрасывали в реку все свои ядовитые отходы. Об очистке сточных вод мало кто задумывался. В результате этого к 1970-м годам Рейн стал почти непригоден для жизни, содержание кислорода в воде не превышало 4 мг на литр. В таких условиях большинство живых организмов не способны существовать.
Как раз к этому времени страны рейнского бассейна -- Германия, Франция, Нидерланды и Швейцария -- наконец решили спасать почти убитую реку и дали большие полномочия Международной комиссии по защите Рейна. Были понемногу ограничены вредные стоки, по берегам повсеместно начали строить очистные сооружения. Это стоило огромных денег: за двадцать лет (с 1970 по 1990 год) на улучшение качества рейнской воды было затрачено 38,5 млрд долл. Одной из главных задач было снижение содержания ядовитых тяжелых металлов и соединений хлора. Вода постепенно становилась чище, но в 1986 году грянула новая беда, едва не перечеркнувшая все усилия по экологической реабилитации «клоаки Европы».
В верховьях Рейна в городке Швейцерхалле под Базелем случился сильнейший пожар на химическом заводе по производству инсектицидов и пестицидов. Огромное количество этой отравы попало в реку и убило почти все живое на тысячу километров ниже по течению. Работу по очищению Рейна пришлось начинать почти с самого начала. И к удивлению скептиков, уже через десяток лет удалось достичь потрясающих успехов. Уже к 1992 году почти вдвое снизилось содержание в воде соединений ртути, кадмия и цинка. А в 1996 году произошло почти невероятное событие: под Баден-Баденом была поймана первая форель. Эту рыбу, которая водится лишь в чистых реках, в рейнских водах не встречали с 1935 года. Более того, рыбу, пойманную здесь, стало можно есть. Наконец, в 2000 году Международная комиссия по защите Рейна объявила, что в некоторых местах реки уже можно купаться, не опасаясь за свое здоровье.
Однако для восстановления Рейна потребовались и огромные финансовые влияния, и единая экологическая политика всех стран этого бассейна, и принятие новых законов. В случае с Янцзы ситуация чуть проще: здесь не нужны межгосударственные договоры, все зависит лишь от воли пекинских властей. Однако у КНР, увы, пока нет большого опыта в охране природы: о вопросах экологии в Поднебесной стали задумываться лишь в последние годы, когда бурный экономический рост и развитие промышленности вызвали резкий рост количества вредных выбросов. Поэтому и нет уверенности в том, что Китаю в ближайшее время удастся принять радикальные меры по спасению своей знаменитой реки.
Владимир ДЗАГУТО