Глава «Ростехнадзора» Константин Пуликовский и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев вчера на специальном брифинге в Новокузнецке наконец озвучили выводы специальной госкомиссии, занимающейся расследованием причин
трагедии на шахте «Ульяновская», где 19 марта в результате взрыва метана погибли 110 горняков. Как выяснилось, к крупнейшей в истории отечественной угольной отрасли катастрофе привели не просто чьи-то ошибки или халатность, а
сочетание этих ошибок с умышленными преступными действиями тех, кто должен был отвечать как раз за безопасность шахты. Фактически трагедия на «Ульяновской», считавшейся самым современным, передовым и безопасным предприятием отрасли, была в прямом и переносном смысле запрограммирована. «При таком подходе к промышленной безопасности взрыв бы произошел в любом случае, раньше или позже», -- констатировал г-н Пуликовский.
Как установила комиссия, на шахте произошли последовательно несколько взрывов -- сначала метана, а затем угольной пыли. Вызваны же они были сразу несколькими факторами. По мнению экспертов, еще на начальном этапе, при проектировании лавы, были в несколько раз занижены данные о содержании метана в угольных пластах будущей шахты. Но главное, что уже во время эксплуатации шахты была умышленно заблокирована система безопасности, контролировавшая уровень загазованности выработок. «Это было сделано по распоряжению руководства шахты -- для того, чтобы увеличить добычу угля», -- сообщил г-н Пуликовский.
Вину за трагедию в целом губернатор Тулеев возложил на компанию «Южкузбассуголь», которой принадлежит «Ульяновская». Что касается персональной ответственности, то этот вопрос будет решать прокуратура, куда, как сообщил г-н Пуликовский, эксперты «Ростехнадзора» уже передали материалы своего расследования. Специалисты вчера лишь отметили, что ими установлено 42 человека, которые так или иначе имели отношение к вопиющим нарушениям техники безопасности на «Ульяновской», восемь из которых сами погибли в результате аварии.
В компании «Южкузбассуголь» вчера озвученные выводы комиссии не опровергали, но пока воздержались от комментариев. Официальные заявления руководство компании намерено дать лишь сегодня.
Взрыв на «Ульяновской» прогремел в самый разгар дневной смены 19 марта. В момент аварии в шахте находилось 203 человека, в том числе практически все руководство шахты и представитель английской компании IMC, гражданин Великобритании Иан Малькольн Робертсон. В результате спасательной операции, в которой было задействовано несколько сот человек, спасти удалось лишь 93 шахтеров, 108 горняков погибло, двое до сих пор считаются пропавшими без вести. Горноспасатели полагают, что их тела находятся
в затопленных выработках шахты. Их поиски продолжаются. Официально неопознанными остаются шесть человек.
Вместе со следственной группой прокуратуры к выяснению причин взрыва приступили инспекторы комиссии «Ростехнадзора». В первые часы после аварии они заявили, что не нашли видимых технологических сбоев. «Все оборудование новое (шахта была пущена в строй осенью 2002 года. --
Ред.), и оно постоянно находилось под контролем инспекторов «Ростехнадзора», -- сообщала тогда пресс-служба «Ростехнадзора» по Сибирскому федеральному округу. Изначально специалисты ведомства смогли констатировать лишь факт, что люди погибли в результате мощного взрыва метана. При этом предполагалось, что авария, вероятнее всего, стала следствием непредвиденного стечения обстоятельств -- либо в шахте произошло обрушение породы, из-за чего метан и поступил в горные выработки, либо горняки попали в «карман», где скопился газ.
Первым версию о том, что
к аварии могли привести чьи-то умышленные действия, еще в конце марта озвучил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. «Причиной взрыва метана на шахте «Ульяновская» в Кузбассе явилось умышленное выведение из строя суперсовременного оборудования по защите от накопления газа в угольной выработке», -- объявил он. Через несколько дней ее поддержал и г-н Пуликовский, но работавшие на месте эксперты тогда деликатно дали понять, что руководители несколько поторопились, и это лишь одна из рабочих версий трагедии.
Вчера эксперты «Ростехнадзора» были вынуждены согласиться с этой версией официально. «Мы тщательно проверили все датчики как под землей, так и на земле. Пускали на них струю метана определенной концентрации. Датчики с «Ульяновской» показывали, что все в порядке. Так отработали всю систему. Выяснилось, что показатели датчиков в шахте и на удаленном сервере были умышленно занижены. Ни операторы, ни наблюдатели не могли знать о реальном содержании метана в шахте», -- отметил г-н Пуликовский.
Причем, как выяснилось, система безопасности была взломана не кустарно, как это могли бы сделать, например, сами шахтеры. Некоторые эксперты изначально выдвигали версию, что вывести из строя систему газозащиты могли именно рабочие. При срабатывании -- если уровень концентрации метана в шахте превышает допустимый уровень -- эта система автоматически обесточивает все оборудование шахты во избежание появления искры. Соответственно, работы в шахте прекращаются, шахтеры план не выполняют и теряют в зарплате.
Эксперты же «Ростехнадзора» выяснили, что заблокирована система была не с помощью выведения из строя отдельных датчиков, а путем взлома и изменения настроек компьютерной программы, отвечавших за работу датчиков. При этом г-н Тулеев особо отметил, что представители британской компании Davis Derby (оборудованием которой, включая системы газового мониторинга подземной атмосферы, была оснащена «Ульяновская») поразились, обнаружив, что кто-то сумел взломать и перенастроить их программы. «Это очень светлая голова, которая создала программу для шунтирования британских программ, отвечающих за контроль над датчиками», -- признал губернатор. По мнению британских техников, привлеченных для расследования трагедии на «Ульяновской», установки были «вскрыты» еще около года назад.
Непосредственным же источником взрыва, как считают эксперты ведомства, послужило замыкание некачественной проводки. Причем взрыв собственно метана, как сообщил вчера глава «Ростехнадзора», был значительно усилен скоплением в шахте угольной пыли, концентрация которой также многократно превышала норму. Как показало расследование, помимо прочего в шахте не проводились необходимые мероприятия по нейтрализации и этого фактора. «Если бы этой пыли не было, взрыв произошел бы, но не был бы такой мощности», -- отметил г-н Пуликовский.
С учетом всего этого Аман Тулеев вчера прямо назвал аварию на «Ульяновской» преступлением. «Причина аварии -- в умышленных действиях компании «Южкузбассуголь». Это -- осознанное преступление, совершенное для увеличения добычи угля», -- отметил он.
Что касается выдвижения персональных обвинений - как в адрес той «светлой головы», умудрившейся перепрограммировать «самую надежную в мире систему безопасности», так и в адрес тех, кто давал ему соответствующие поручения, то этот вопрос пока остается открытым. Как заявил вчера замглавы «Ростехнадзора» Николай Кутьин, «в трагедии на шахте «Ульяновская» уже определена вина 42 человек, из которых 8 погибли во время взрыва вместе с рабочими». Конкретных имен г-н Кутьин не назвал. Однако, вероятнее всего, основная вина за произошедшую трагедию ляжет на руководство шахты, которое почти в полном составе 19 марта спустилось в забой.