Энтузиазм правоохранителей, разгонявших в субботу в Москве, а в воскресенье
в Санкт-Петербурге «марши несогласных», похоже, все-таки получит юридическую оценку. Вчера за попавших под горячую дубинку горожан заступился уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. Омбудсмен, который, судя по его докладам, считает, что основные нарушения прав россиян происходят в социальной и жилищно-коммунальной сферах, вспомнил и о том, что Конституция РФ гарантирует гражданам и ряд политических свобод. «Конституция ясно говорит:
граждане России имеют право собираться мирно, без оружия и участвовать в митингах и шествиях, а не только в митингах, как утверждают некоторые представители власти, например власти московской», -- заявил Интерфаксу г-н Лукин, пообещав рассмотреть жалобы от пострадавших и при необходимости направить их в Генпрокуратуру. Как сообщили «Времени новостей» в пресс-службе уполномоченного, жалоб таких еще не поступало. Но правозащитник, у которого после просмотра теленовостей о маршах создалось «впечатление о серьезном превышении некоторыми представителями правоохранительных органов своих полномочий», подтвердил готовность в случае возбуждения уголовных дел юридически поддержать пострадавших.
Проверку сообщений от граждан о нарушении их прав во время разгона «марша несогласных» в северной столице поручила провести и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.
Правда, если Владимир Лукин не ограничился критикой омоновцев, но упрекнул и власти, забывающие об уведомительном, а не разрешительном характере манифестаций в России, то представляющая власть г-жа Матвиенко сделала акцент на защите прав журналистов, исполняющих на митингах свой профессиональный долг. Готова ли губернатор отвечать за то, что постоянными запретами и бюрократическими препонами ее подчиненные толкают оппонентов действующей власти на открытое противостояние, что, по мнению г-на Лукина, ведет «к нарастанию озлобления и агрессивности в обществе», неизвестно.
В Москве чиновники, да и голосовавшие за
новый закон о проведении митингов депутаты, вины за собой не знают точно. Председатель комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Мосгордумы Татьяна Портнова, например, убеждена, что это организаторы «Марша несогласных» нарушили городской закон «Об обеспечении условий реализации права граждан РФ на проведение в Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», который был принят буквально на днях в третьем чтении. «Митинги прошли именно по той схеме, которая была предложена в законе, -- заявила депутат корреспонденту «Времени новостей». -- В частности, соблюдалась норма «два человека на квадратный метр», которая вызвала столько споров во время обсуждения проекта закона. Однако не было разрешено шествие, потому что для этого надо перекрыть полгорода. К тому же участникам марша предоставили другую площадь и другое место его проведения. В этом ничего предосудительного нет -- у исполнительной власти могут быть свои соображения. Поэтому ответственность за то, что произошло в субботу, несут организаторы митинга. Они пригласили людей на несанкционированный, не согласованный с властями митинг, подставили их на стычку с ОМОНом».
Генпрокуратура, которой Владимир Лукин предлагает вступиться за права пострадавших во время разгона маршей, пока от комментариев отказывается. Однако, судя по настроению главы надзорного ведомства Юрия Чайки, надеяться на инициативу прокуроров не приходится. Вчера генпрокурор сделал вид, что не очень хорошо понимает, о каких нарушениях прав граждан в субботу и воскресенье идет речь, поскольку «никаких заявлений нет, жалоб к нам не поступало».
Видимо, и не рассчитывая особо на сознательность Генпрокуратуры, независимые правозащитники начали сбор документальных доказательств об избиении сотрудниками милиции участников маршей, чтобы передать их в совсем другие инстанции. Московская Хельсинкская группа и движение «За права человека» заявили вчера о создании общественной комиссии по расследованию событий в Москве и Санкт-Петербурге. Как рассказала корреспонденту «Времени новостей» руководитель МХГ Людмила Алексеева, комиссия будет собирать сведения «о нарушениях конституционных прав граждан на мирные шествия и демонстрации», а также нарушениях правоохранителями закона «О милиции». Члены комиссии уже обратились к пострадавшим от ОМОНа москвичам и петербуржцам с просьбой предоставить в ее распоряжение свидетельские показания. «Мы будем помогать тем, кто не смирится с административным наказанием, и продвигать их дела вплоть до Страсбургского суда», -- сказала г-жа Алексеева. По ее словам, комиссия намерена ускорить работу по сбору доказательств, чтобы успеть передать их на сессию ПАСЕ, где как раз идет разговор о ситуации с правами человека в России. «Мы хотели бы, чтобы эта проблема была включена в круг рассматриваемых вопросов», -- сказала глава Московской Хельсинкской группы.