|
|
N°231, 18 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не берут
Всемирный банк отчаялся дать России денег
Вернувшегося из недельной поездки по американскому континенту Михаила Касьянова в Москве ожидало не очень приятное послание из-за океана, от президента Всемирного банка Джеймса Вулфенсона. Глава ВБ прибег к эпистолярному жанру от безысходности -- отношения России и ВБ, будучи дружескими на политическом уровне, зашли в тупик на уровне практического сотрудничества. Из семи инвестиционных займов для России, которые за последние полтора года были одобрены Советом директоров Банка, только два вступили в действие. В своем письме Джеймс Вулфенсон напоминает, что правительство до сих пор не дало «отмашку» на запуск остальных пяти проектов, и дипломатично указывает, что в такой ситуации Банку будет нелегко сформулировать стратегию сотрудничества с Россией на два предстоящих года. В каждом из пяти случаев причиной пробуксовки служат, как правило, ведомственные разногласия. Однако в сумме эти разногласия стали системной проблемой в отношениях России и ВБ.
Процедура вступления в силу проектов Всемирного банка после переговоров между заемщиком и кредитором предполагает (в последовательном порядке): официальную просьбу страны о выдаче средств, утверждение проекта Советом директоров ВБ и затем правительством, подписание кредитного соглашения и, наконец, одобрение этого соглашения в Минюсте. На последних трех этапах и «зависли» пять займов, о которых идет речь, -- 60 млн долл. на пилотный проект по устойчивому лесопользованию (одобрен Советом директоров Банка 23 мая 2000 г.), 122,5 млн долл. на проект муниципального водоснабжения и канализации (21 декабря 2000 г.), 85 млн долл. на проект реконструкции систем городского теплоснабжения (27 марта 2001 г.), 50 млн долл. на проект реформы образования (24 мая 2001 г.) и 80 млн долл. на проект реструктурирования Севера (7 июня 2001 г.). Все эти деньги зарезервированы в ВБ для России и фактически «не работают». К этому следует добавить, что недавно правительство приостановило длившиеся много месяцев переговоры с ВБ о выделении 150 млн долл. на борьбу со СПИДом и туберкулезом. Кроме того, недавно Минфин обратился в ВБ с просьбой в очередной раз продлить срок вступления в силу «лесного» займа (одобренного Советом директоров почти 19 месяцев назад!). По всем правилам Банк должен в одностороннем порядке аннулировать этот проект, но пока что в Вашингтоне ждут конкретных идей о том, как российские власти планируют использовать очередную отсрочку.
О грядущем недоумении Джеймса Вулфенсона в Белом доме, видимо, знали заранее: в повестке сегодняшнего заседания кабинета значится рассмотрение проектов муниципального водоснабжения и канализации и реконструкции систем городского теплоснабжения. Ускорение процесса запуска проектов будет единственной публичной реакцией Михаила Касьянова на обращение главы ВБ, прогнозирует высокопоставленный чиновник Белого дома. «Вряд ли нужно убеждать кого-то в том, что Россия не заинтересована в осложнении отношений с Банком, -- говорит чиновник. -- Поэтому премьер скорее всего поручит Виктору Христенко и Герману Грефу, курирующим отношения с ВБ, «подтянуться» и не ставить кабинет в неудобное положение».
Ситуацию комментирует исполнительный директор Всемирного банка от России Андрей БУГРОВ.
-- Чем вы объясняете тот факт, что работа по уже утвержденным Советом директоров ВБ проектам застопорилась?
-- Во-первых, можно, наверное, объяснить сложившееся положение тем, что по мере улучшения экономической ситуации в России все несколько расслабились. Безусловно, должны быть усилены межведомственная координация и отраслевой контроль в ходе подготовки проектов. Сейчас в этом смысле с российской стороны очень много бюрократии. Вторая причина в том, что экономическая ситуация иногда требует по-новому взглянуть на уже подготовленные проекты, и если окажется, что они неактуальны, смело в этом признаться себе и Банку. Собственно, это и происходило: за последние годы мы отказались от отдельных компонентов или целых займов на сумму более 1 млрд долл. Но в этой связи я хотел бы подчеркнуть, что проекты, о которых идет речь сейчас, находятся в русле тех реформ, которые проводит правительство. Поэтому в результате такой двусмысленной ситуации подрывается доверие к заемщику, что особенно обидно на фоне решительных действий правительства в последние полтора года.
-- Как все это может отразиться в целом на взаимоотношениях России и Банка, который как раз сейчас разрабатывает стратегию сотрудничества с нашей страной на 2002--2003 годы?
-- Речь ведь не идет о смене приоритетов в тех реформах, которые проводит Россия. Но у Банка тает уверенность в том, что правительство будет выполнять все совместно намеченные в рамках стратегии планы. Банк, как и российская сторона, считает, что главное в сотрудничестве не деньги, а достижение определенного уровня качества реформ и передача управленческого опыта. А эти займы такую задачу решают. Тем более что каждый заем основан на нескольких решениях правительства, а проект переселения нетрудоспособного населения из районов Крайнего Севера даже обсуждался непосредственно на заседании правительства, но и после этого дело не сдвинулось.
Я думаю, возможна некоторая задержка с рассмотрением стратегии Советом директоров Банка, потому что сначала нужно преодолеть образовавшийся «затор».
-- Какие проекты Россия готова была бы вынести на рассмотрение Совета директоров, если бы не этот «затор»?
-- В высокой степени готовности находятся займы на развитие системы казначейства (400 млн долл.) и на реформу региональных финансов (120 млн долл.). Они имеют все шансы пройти через Совет директоров в первой половине 2002 года.
Андрей ДЕНИСОВ, Вера КУЗНЕЦОВА