Дума предлагает распускать региональные парламенты, не сумевшие вовремя приступить к работе
Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, позволяющий по решению суда распускать недееспособные региональные парламенты. В числе авторов документа -- депутаты всех думских фракций за исключением КПРФ. Недееспособным, согласно законопроекту, может быть признано законодательное собрание, которое в течение более чем трех месяцев подряд со дня избрания не проводило правомочные заседания.
К разработке такого документа парламентариев подтолкнула
ситуация в Туве, где законодательная палата хурала не могла собраться полгода из-за депутатов от Партии жизни, срывавших кворум в знак протеста против попыток единороссов отменить результаты выборов по четырем одномандатным округам, которые выиграли "жизненцы", лишив тем самым партию власти парламентского большинства. Кризис в Туве разрешился лишь заменой главы республики и избранием спикером парламента представителя "Справедливой России".
Совсем недавно
печальный тувинский опыт чуть было не повторил Ставропольский край. После выборов 11 марта 28 из 50 мест в ставропольском заксобрании получила «Справедливая Россия». А когда депутаты этой фракции избрали своего спикера и заявили о решимости занять все ключевые посты, заседание покинули представители «Единой России», КПРФ и ЛДПР. Однако впоследствии отказники решили вернуться к конструктивной законодательной работе. Хотя единороссы по-прежнему собираются оспаривать легитимность первого заседания краевого парламента в суде.
«Говорят, что «Единая Россия» под себя делает избирательное законодательство. Но практика показывает: на выборах в регионах все происходит с точностью до наоборот, -- сказал корреспонденту «Времени новостей» один из авторов законопроекта, депутат фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский. -- Введение пропорциональной системы выборов развивает партийную систему в регионах и позволяет федеральным партиям, даже если у них есть слабенькое региональное отделение, но при достаточно мощных усилиях федерального центра, провести своих депутатов в законодательные органы власти. Это говорит о том, что появились многопартийные парламенты, и это процесс правильный, потому что он выстроен в рамках как раз развития демократических начал. Но у любого процесса есть как положительные, так и отрицательные стороны».
Депутат отметил, что
случай в Туве далеко не единичный. Но чаще подобные коллизии возникают не в областных, а в муниципальных органах. В частности, представительные органы власти долго не могли приступить к работе в Рязани и в Ельце. Поэтому, по мнению разработчиков, действие этого законопроекта должно распространяться и на муниципалитеты. Как отметил г-н Рязанский, в уставах некоторых муниципалитетов существует норма о том, что на первое заседание должно собраться минимум две трети местных депутатов. Депутат убежден: это положение часто используется для того, чтобы не дать законодательному органу начать нормально работать.
«То, что законодатели предложили путь решения этой проблемы, на мой взгляд, это не ответ партиям, а закон в пользу избирателя, -- считает г-н Рязанский. -- В случае возникновения такой ситуации не избиратели виноваты, что не отдали свой голос одной большой партии, что не получилась коалиция большинства. Виноваты политики, которые не сумели решить проблемы организационного и содержательного характера. Избрались -- будьте любезны работать, а не искать повод и регламентные возможности, чтобы срывать заседания».
Фракция КПРФ приняла решение не поддерживать законопроект. «Это такие ворота, которые опасно открывать, потому что можно сделать любой парламент неработоспособным путем сговора нескольких фракций, а иногда одной, -- сказал корреспонденту «Времени новостей» депутат фракции КПРФ Олег Куликов. -- Это вредно для демократического процесса в регионах. Если в Госдуме одна партия не завоюет большинство, надо будет бесконечно проводить выборы, пока не будет достигнут желаемый результат. Ведь это было бы неправильно. Так и с региональными парламентами».
«В принципе ничего страшного нет в том, чтобы распускать парламенты, если в течение долгого времени они не могут собраться из-за того, что какая-то группа депутатов не посещает заседания, -- поделился с корреспондентом «Времени новостей» независимый депутат Владимир Рыжков. -- В большинстве европейских конституций нечто подобное есть. Но там есть одна опасная норма. Я буду предлагать поправку ко второму чтению. Там, на мой взгляд, неправильно трактуется правомочность собрания. Там правомочность означает большинство от избранных. Например, по уставу должно быть 30, а избрали 20, а 10 по разным причинам не избрали. Большинство от 20 -- это 11, и они по новому законопроекту могут решать судьбу председателя парламента, глав комитетов. Это неправильно. Вот в Госдуме по закону 450 депутатов, а за большинство считается 226. Поэтому я поддерживаю этот закон, но настаиваю на том, чтобы считать большинство не от избранных, а от установленного числа депутатов, чтобы обеспечить легитимность принятия решений».